В Федеральную налоговую службу поступило обращение УФНС России по Самарской области от 17.08.2022 № 22-14/28469@ (вх. № 234433/В от 17.08.2022) об основаниях налогообложения земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования национальному парку, включенному в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России (далее – Участок).
Учитывая полномочия Министерства финансов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), по разъяснению вопросов применения законодательства о налогах, а также обязанность налоговых органов руководствоваться указанными разъяснениями (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса), ФНС России обратилась за разъяснениями в Минфин России, направив следующую позицию.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом и Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ).
По общему правилу, согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В тоже время, согласно статье 17 Закона № 33-ФЗ, земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в т.ч. физкультурно-оздоровительной и спортивной, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
По данным Единого государственного реестра недвижимости Участок национального парка предоставлен в аренду коммерческой организации на срок более 1 года.
Таким образом, по мнению ФНС России, в отношении Участка не могут применяться общие условия об отнесении его к изъятым из оборота, предусмотренные пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса; следовательно, отсутствуют основания для освобождения Участка от налогообложения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса. Указанная позиция поддержана Минфином России (письмо от 17.10.2022 № 03-05-04-02/100133).
Прошу довести настоящие разъяснения подчинённым налоговым органам.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л.Бондарчук