ENG

В Иркутской области налоговая служба и органы власти предпринимают меры для повышения доходности бюджета

Дата публикации: 28.05.2015 08:08 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Выступая на расширенной коллегии Минфина Иркутской области, которая рассматривала задачи и перспективы исполнения консолидированного бюджета региона в 2015 г., взаимодействие региональных и муниципальных органов власти с подразделениями Пенсионного фонда, казначейства и налоговой службы, начальник аналитического отдела УФНС России по Иркутской области Елена Каргина отметила положительную динамику поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области за последние пять лет.

Если в 2010 г. в региональную казну мобилизовано 66 млрд рублей, то в 2014 г. - 108,6 млрд рублей. При этом в 2013 г. наблюдалось снижение поступлений по отношению к предыдущему году (на 3,6 млрд рублей), что связано с уменьшением платежей по налогу на прибыль организаций, уплачиваемого консолидированными группами налогоплательщиков. Рост поступлений в 2014 г. на 4 млрд рублей обусловлен, главным образом, увеличением заработной платы в регионе.

Основными источниками формирования доходов областного бюджета являются НДФЛ и налог на прибыль организаций (на долю каждого из них приходится более 30% в общей сумме поступлений), акцизы (17%), налог на имущество организаций (12%). По итогам января - апреля 2015 г. в областной бюджет региона мобилизовано 29,8 млрд рублей, что на 168,6 млн рублей ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Основной объем снижения приходится на акцизы (уменьшение ставок на автомобильный бензин и прекращение производства пива одним из местных производителей). При этом поступления НДФЛ выросли на 256 млн рублей, налога на имущество организаций – на 242 млн рублей, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - на 130 млн рублей

Однако налоговая служба региона в 2015 г. прогнозирует снижение администрируемых налоговыми органами доходов областного бюджета по сравнению с прошлым годом: с учетом динамики поступлений за четыре месяца на 578 млн рублей - до 75,7 млрд рублей

Елена Каргина проанализировала налоговые доходы муниципальных образований, которые в прошлом году по сравнению с предыдущим периодом сократились на 2,5 млрд рублей, что обусловлено не экономическими причинами, а изменением нормативов распределения доходов между областным и муниципальными бюджетами. В этом году в связи с переоценкой кадастровой стоимости земли также может произойти снижение налоговых доходов муниципалитетов. По итогам четырех месяцев поступления по этому налогу уже снизились на треть (395 млн рублей).

Налоговая служба региона совместно с финансовыми органами муниципальных образований предпринимает меры для увеличения доходов местных бюджетов. Особое внимание уделяется своевременности перечисления налогов в бюджет. В условиях экономических сложностей удержанный, но не перечисленный в бюджет НДФЛ становится для недобросовестных налоговых агентов источником дополнительных денежных средств. Проведение контрольных мероприятий налоговыми органами ограничено законодательными нормами. Поэтому особая роль отводится межведомственным комиссиям, созданным при администрациях для адресной работы с должниками. Такая работа в 2013 г. принесла дополнительно в бюджет около 126 млн рублей НДФЛ, в 2014 году - 48 млн рублей (при этом 435 налоговых агентов пояснили объективные причины снижения перечислений). Для повышения ее эффективности налоговая служба предложила органам местного самоуправления взять на особый контроль своевременность и полноту перечисления НДФЛ бюджетными предприятиями и организациями.

Также могут быть приняты дополнительные меры по снижению неформальной занятости населения. Наибольшее количество работодателей, отражающих в отчетности по страховым взносам заработную плату ниже среднего показателя по виду деятельности, работают в сфере розничной и оптовой торговли (41,3% - в 2013 г., 41,6% - в 2014 г.). В этой связи налоговики направили в Минтруд региона предложения по легализации трудовых отношений (работников) в сфере торговли. В процессе урегулирования вопросов, связанных с установлением размеров заработной платы. В данном вопросе помощь могут оказать и профсоюзные, и общественные организации. Ежегодно данная работа приносит в бюджет области дополнительно более 100 млн рублей

Одним из эффективных направлений является проведение мероприятий по вовлечению в процесс налогообложения неучтенных объектов. Муниципалитеты побуждают налогоплательщиков к оформлению земель, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости, в собственность или заключению по ним договоров аренды.

На данный момент региональное Управление налоговой службы направило в органы местного самоуправления сведения о 37,5 тыс. неоформленных в собственность земельных участков, на которых расположены оформленные в собственность объекты недвижимого имущества. Уполномоченные органы провели более 7,5 тыс. проверок правил землепользования, в отношении 210 участков в суд направлены иски к пользователям о неосновательном обогащении, более 12,5 тыс. - оформлены в собственность; в отношении 2,8 тыс. - заключены договоры аренды.

В процессе сверки сведений по земельным участкам и объектам капитального строительства, не вовлеченных в налоговый оборот, участвуют все муниципальные образования. Внесены изменения в отношении 236 тыс. земельных участков и 192 тыс. объектов капитального строительства, общая сумма доначисленного земельного налога – 699 тыс. рублей, налога на имущество физических лиц – 8,5 млн рублей

Уже одиннадцатый год налоговая служба представляет в адрес финансовых органов муниципальных образований информацию о начисленных и уплаченных суммах налогов и сборов, а также задолженности по ним в разрезе всех доходных источников, формирующих бюджеты, а также отчеты о базе налогообложения практически по всем налогам. Данная информация, как подчеркнула Елена Каргина, должна способствовать реальной оценке ситуации при формировании бюджетов муниципальных образований.