ENG

Новые подходы к субсидиарной ответственности направлены на пресечение незаконных действий накануне или в период банкротства

Дата публикации: 19.06.2018 10:53

В Иркутской области сложилась положительная практика применения правовых норм субсидиарной ответственности. В результате рассмотрения судами заявлений налоговых органов о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в 2018 году в бюджет поступило 145 тыс. рублей. Учитывая возможность применения данной нормы, руководителям или учредителям организации, в случае наличия у нее признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов, необходимо вовремя подавать заявления о банкротстве, избегая при этом действий, направленных на вывод активов.

В 2017 году Арбитражный суд Иркутской области дважды привлекал руководителей организаций - банкротов к административной ответственности, предусмотренной п. 8 ст. 14.13 Кодекса об административных правонарушениях, в виде дисквалификации (запрета занимать руководящие должности) на срок от шести месяцев в связи с неисполнением вступивших в законную силу судебных актов о привлечении их к субсидиарной ответственности. Максимальный срок дисквалификации согласно данной статье – три года.

Субсидиарная ответственность - дополнительная ответственность третьего лица. Если основной должник не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам, то этот долг взыскивается с другого лица, которое определено законом или договором. Нередко в деле о банкротстве рассматривается вопрос о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам организации лиц, контролирующих должника. Под контролирующим должника лицом понимаются гражданин или организация, имеющее либо имевшее (не более чем за три предшествующих года) право давать обязательные для исполнения указания или определять действия по совершению сделок и определению их условий. Это могут быть директор, участники, учредители юридического лица, а также бухгалтеры и финансовые директора. При этом многие руководители и учредители организаций - банкротов недооценивают серьезность данной процедуры и ее последствия. Они считают, что создание юридического лица ограничивает ответственность его владельца, что суд не примет решение в пользу кредитора, или уничтожают документы о финансово-хозяйственной деятельности фирмы и переписывают свое имущество на родственников.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление от 21.12.2017 №53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», которое содержит ряд важных разъяснений по процедуре субсидиарной ответственности. В первую очередь, отмечено, что ответственность наступает, если выявлены незаконные действия перед банкротством или в период банкротства. Например, в случае, если учредители или директор не подали заявление о банкротстве, когда признаки неплатежеспособности уже имелись, совершали противоречащие закону недействительные сделки, направленные на вывод активов, или не представили арбитражному управляющему документы бухгалтерской отчетности. То есть, когда лицо, контролирующее должника, совершало действия, создающие невозможность полного погашения требований кредиторов.

При установлении факта указания в ЕГРЮЛ номинального руководителя, размер его ответственности может быть уменьшен, если благодаря раскрытой им информации, недоступной независимым участникам оборота, будет установлен фактический руководитель или обнаружено скрываемое имущество, принадлежащее должнику. В той части, в которой ответственность номинального руководителя все же не уменьшается, номинальный и фактический руководители отвечают солидарно.

Определена ответственность, если нарушения, допущенные одним директором, усугубляет следующий руководитель той же организации. Например, один директор установил, что имущества юридического лица не хватает для того, чтобы расплатиться со всеми кредиторами, но не подал заявление о банкротстве. В Постановлении ВС РФ указывается, что каждый директор отвечает перед теми кредиторами, которые вступили с должником в обязательства в тот период, когда этот директор обязан подать заявление о банкротстве, но не подал его. Так же нередки случаи когда арбитражный управляющий, не получив от директора документов бухгалтерской отчетности, просит привлечь его к субсидиарной ответственности. Директор же в свою очередь ссылается на то, что предшественник не передал ему документы. За такое нарушение отвечают оба директора - и прежний, и новый: прежний – за то, что не передал документы, новый – за то, что не истребовал. В этом случае новый руководитель обязан истребовать документы в судебном порядке, при этом может просить суд назначить неустойку на случай неисполнения судебного решения.