ENG

Правовые аспекты института банкротства стали темой обсуждения на очередном заседании Общественного совета

Дата публикации: 25.06.2018 11:28

В УФНС России по Иркутской области состоялось очередное заседание Общественного совета, на котором обсуждались правовые аспекты института банкротства, рассмотрены основные результаты правоприменительной практики и сформулированы приоритетные задачи работы территориальных налоговых органов. Открывая мероприятие, председатель Общественного совета С.И. Шишкин подчеркнул важность данного правового института, озвучив примеры зарубежного опыта.

Как сообщила заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства Управления С.Б. Хадкевич, в процедурах банкротства на 1 апреля 2018 года находится 1106 должников (518 юридических и 588 физических лиц), имеющих задолженность более 15 млрд рублей. Основная задача налоговых органов – обеспечить максимально возможное поступление от должников денежных средств в бюджет. Так, по итогам 1 квартала 2018 года погашено 374 млн рублей задолженности, из них по второй очереди – 162 млн рублей (НДФЛ и страховые взносы), это почти в 3 раза больше, чем в аналогичном периоде 2017 года. В этом году возросли показатели по всем направлениям возможных поступлений от должников. Проведенные мероприятия по противодействию злоупотреблениям в банкротстве, в том числе со стороны арбитражных управляющих, аффилированных должникам лиц, позволили повысить эффективность погашения задолженности, в том числе за счет взыскания текущих платежей. Также существенный вклад в общий результат вносит взаимодействие с правоохранительными органами и органами прокуратуры по предъявлению гражданских исков к лицам, причинившим ущерб бюджету.

Эффективным методом в делах о банкротстве остаются мероприятия по привлечению контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности. Если основной должник не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам, то этот долг взыскивается с другого лица, которое определено законом или договором. При чем, в соответствии с изменениями в Законе о банкротстве (исключена ст.10, добавлена глава III.2) это может быть директор, учредитель юридического лица, бухгалтер). В данном вопросе налоговая служба как уполномоченный орган занимает активную позицию. Так, в 2017 году и 1 квартале 2018 года направлено 44 заявления о привлечении к субсидиарной ответственности на сумму более 3 млрд. рублей. Участники заседания также отметили важность своевременного исполнения должником и налоговыми агентами обязанности по перечислению сумм налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации при реализации залогового имущества с учётом изменений законодательства о налогах и сборах, регулирующего указанные правоотношения.

Заместитель руководителя Управления ФНС России И.А. Лизанец отметила особенности банкротства физических лиц. Так, заявителем по делу о банкротстве может быть как сам гражданин, так и его кредиторы или налоговые органы. Однако на некоторые моменты потенциальные банкроты не всегда обращают внимание. Должникам необходимо четко понимать, что есть право гражданина на подачу заявления о признании его несостоятельным (банкротом), но законом установлена и обязанность по подаче такого заявления при наличии определенных условий. Физическое лицо обязано обратиться в суд с заявлением о банкротстве, если размер его обязательств перед всеми кредиторами в совокупности составляет более 500 тыс. рублей. Сделать это необходимо не позднее 30 рабочих дней со дня, когда должник узнал или должен был узнать о соответствующих обстоятельствах. При этом заявление будет принято судом при просрочке выплаты платежей более трех месяцев.

В случае неисполнения данной обязанности, должник может быть привлечен к административной ответственности – на него наложат штраф в размере до 3 тыс. рублей. А в дальнейшем если обязанность по подаче заявления исполнена не будет, в отношении должника может быть применена дисквалификация на срок до 3 –х лет. Руководителя юридического лица, имеющего задолженность более 300 тыс. рублей и не исполнившего обязанность по подаче заявления, ждет административная ответственность в виде штрафа в размере до 3 тыс. рублей, что впоследствии будет являться основанием для привлечения данного лица к субсидиарной ответственности, если процедуру введут по заявлению третьего лица или уполномоченного органа.

Подводя итоги совещания, руководитель Управления К.Б. Зайцев обратил внимание на целенаправленные изменения законодательства о банкротстве, целью которых является обеспечение неотвратимости взыскания ущерба и устранение неконкурентных преимуществ недобросовестных лиц перед законопослушными налогоплательщиками, отметив, что процедура банкротства, в конечном итоге, нацелена на выбор цивилизованного пути решения финансовых проблем.