Каким образом можно провести выемку документов, находящихся в жилом помещении (при отсутствии офиса, производственных помещений) проверяемого физического лица?
Возможность проведения проверки физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлена ст. 89 НК РФ.
Однако ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, представители налоговых органов не могут:
- находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, как представляется, будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции Российской Федерации и п. 5 ст. 91 НК РФ);
- провести осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого имущества проверяемого физического лица, находящегося в жилых помещениях (ст. 92 НК РФ);
- произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если проверяемое физическое лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (ст. 93 и ст. 94 НК РФ).
Однако в рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы могут:
- запросить у него необходимые для проверки документы;
-
провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых
помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;
-
произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого
физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
- вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть
известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ), привлечь специалистов и экспертов
(ст. 95 и 96 НК РФ);
- истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).
В случае если налогоплательщик - физическое лицо препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ
предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками,
расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных
налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских,
торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием
объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета
налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением
установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
В ходе выездной налоговой проверки проверяемый налогоплательщик - физическое лицо умер. Как оформить результаты проверки и какое вынести решение? А также, каким образом возможно реализовать материалы выездной налоговой проверки, если после составления акта по результатам проверки единственный руководитель и учредитель организации умер?
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора
прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным
законодательством Российской Федерации.
С момента смерти физического лица, в отношении которого проводится либо проведена выездная налоговая проверка,
соответственно, прекращается проверка либо процессуальные действия по составлению акта проверки, а также рассмотрению материалов
налоговой проверки, в зависимости от того, на какой стадии налогового контроля наступил указанный факт, с которым
ст. 44 НК РФ связывает прекращение налоговых обязательств.
Завершение контрольных мероприятий рекомендуется оформить докладной запиской на имя начальника (заместителя начальника) инспекции,
составленной проверяющими, с приложением документов, подтверждающих факт смерти (объявления умершим) физического лица.
По реализации мероприятий налогового контроля в случае смерти единственного учредителя и руководителя организации необходимо отметить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 1176 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в состав наследства участника
общества с ограниченной ответственностью входит доля этого участника в уставном капитале общества.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1163 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. При наследовании как по закону, так и по завещанию свидетельство о праве на наследство может быть выдано до истечения шести месяцев со дня открытия наследства, если имеются достоверные данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, иных наследников, имеющих право на наследство или его соответствующую часть, не имеется.
Если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления, в частности доля в уставном капитале хозяйственного общества,
нотариус, в соответствии со ст. 1026 ГК РФ, в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления
этим имуществом (ст. 1173 ГК РФ).
В сложившейся ситуации полагаем целесообразным связаться с нотариусом, за которым закреплен соответствующий нотариальный участок по месту жительства
бывшего учредителя организации для прояснения вопросов наследования доли в уставном капитале общества и инициирования в необходимом случае доверительного
управления наследственным имуществом. Полагаем, что доверительный управляющий вправе будет получить акт налоговой проверки, а также представлять
налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки.
В случае если никто из наследников не обратится за выдачей свидетельства о наследстве и имущество общества перейдет в доход государства,
завершение контрольных мероприятий рекомендуется также оформить докладной запиской на имя начальника (заместителя начальника) инспекции, составленной
проверяющими, с приложением документа, подтверждающего факт смерти (объявления умершим) учредителя (руководителя) организации, а также документа,
подтверждающего право государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом.
Является ли срок для продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки пресекательным и вправе ли руководитель налогового органа в случае очередной неявки лица, приглашенного для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки, вынести еще одно решение об отложении рассмотрения материалов проверки?
Ст. 100 и ст. 101 НК РФ установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан
рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика, представленные на акт проверки, и вынести решение.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой
проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные
проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя)
налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного
в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При этом нарушение указанных сроков само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием
для признания решения налогового органа недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения является
только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия:
-
обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
-
обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.
По смыслу положений, установленных ст. 101 НК РФ, соблюдение проверяющими норм,
закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика,
гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.
Неоднократный перенос рассмотрения материалов проверки связан с обеспечением налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми материалами
проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе.
В то же время, если налогоплательщик надлежащим образом извещен, но не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов
налоговой проверки, решение по итогам проверки может быть принято в его отсутствие
(абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).
Для исключения случаев уклонения налогоплательщика от участия в рассмотрении материалов налоговой проверки одновременно с вручением акта проверки
должно вручаться уведомление о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. В случае если налогоплательщик уклоняется от получения акта
и уведомления, указанный факт должен быть зафиксирован в акте воспрепятствования действиям должностного лица налогового органа. Кроме того, должен
быть составлен протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.4.1 КоАП РФ о воспрепятствовании законной деятельности
должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонении от таких проверок.
Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано исключительно объективными причинами отсутствия налогоплательщика, и налоговые органы
должны обеспечивать своевременное и надлежащее извещение налогоплательщиков (с подтверждением вручения) о рассмотрении материалов проверки.
Каким налоговым органом направляются материалы налоговых проверок в следственные органы в случае миграции налогоплательщика после проведенных налоговых проверок, в ходе которых выявлены обстоятельства, позволяющие предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступлений?
Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения
срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на
основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент)
не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения
законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в
течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить
предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации,
для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направляются в следственный орган
(по месту совершения преступления), на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты,
позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
При этом в случае признания следственным органом, что материалы направлены не по месту совершения деяния, содержащего признаки
преступления, в соответствии с ч. 5 ст. 152 УПК РФ, указанные материалы подлежат направлению следственным органом по подследственности.
Указанная позиция изложена в Письме Федеральной налоговой службы от 29.12.2011 № АС-4-2/22500@.
Разъясните порядок оформления вводной части акта выездной налоговой проверки в части отражения сведений о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки, которые, в свою очередь, не подтверждают налоговое правонарушение.
В соответствии с Требованиями к составлению Акта налоговой проверки, утвержденными приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)», в вводной части акта выездной налоговой проверки указываются сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки (указываются только те мероприятия налогового контроля, которые подтверждают налоговое правонарушение).
Возможна ли выемка документов после окончания выездной налоговой проверки?
Согласно п. 14 ст. 89 НК РФ,
п. 1 ст. 94 НК РФ и п. 8 ст. 94 НК РФ выемка подлинников документов может производиться лицом, осуществляющим выездную проверку,
на основании мотивированного постановления в следующих случаях:
- когда для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица;
- у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
В соответствии с п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов должна проводиться в рамках выездной проверки.
При этом в Налоговом кодексе не предусмотрено конкретного срока для изъятия документов.
Однако согласно мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженному в Постановлении от 10.04.2012 № 16282/11, в случае, если
налогоплательщиком представляются документы по требованию с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной
выездной налоговой проверки, а при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов в соответствии со
ст. 252 НК РФ необходимо исходить из реальности этих расходов, а также их документального
подтверждения, налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников этих документов после завершения налоговой проверки.
Кроме того, имеется судебная арбитражная практика, в которой суды признавали обоснованным производство выемки документов при проведении
дополнительных мероприятий налогового контроля в целях необходимости проведения почерковедческой экспертизы
(Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2011 № А63-8481/2010, от 27.01.2012 № А53-27001/2010,
ФАС Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/17940-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 № А56-33713/2009).
Но необходимо учитывать, что основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в
п. 4 ст. 94 НК РФ и п.8 ст. 94 НК РФ.