Что такое налоговый мониторинг?
^К началу страницы
Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности.
Такой способ предоставления данных налоговому органу позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций.
Доступ к данным налогоплательщика позволяет налоговому органу снизить объём истребуемых документов и сосредоточить ресурсы на проверке тех операции, которые содержат элементы риска. Такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление
налоговых рисков и быстрое урегулирование спорных неопределенных налоговых позиций и позволяет уже в момент планирования операций и сделок предупредить возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций (
ст. 105.26 НК РФ).
Порядок подачи заявления о проведении налогового мониторинга
^К началу страницы
Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
Документы для вступления в налоговый мониторинг:
- заявление о проведении налогового мониторинга;
- регламент информационного взаимодействия;
- сведения о взаимозависимых лицах;
- учетная политика для целей налогообложения организации;
- документы о системе внутреннего контроля (контрольные процедуры, оценка уровня системы внутреннего контроля и информация об организации системы внутреннего контроля).
Решение о проведении налогового мониторинга принимается налоговым органом до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. (ст. 105.27 НК РФ).
За какой период и в какой срок проводится налоговый мониторинг?
^К началу страницы
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105 26 НК РФ).
Срок проведения одного налогового периода, 1 год 9 месяцев (п. 5 ст. 105 26 НК РФ).
Расширенное информационное взаимодействие
^К началу страницы
Налоговый мониторинг - это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета.
Способы информационного взаимодействия:
- предоставление доступа к информационным системам организации;
- предоставление доступа к аналитической витрине данных;
- по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (до 01.01.2026 ст.6 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации о приостановлении действий абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговым органам к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации) является приоритетным
направлением развития системы налогового мониторинга.
В настоящее время разработан:
Сроки реализации сервисов по налоговому мониторингу
^К началу страницы
Наименование электронного сервиса
|
Дата публикации на сайте ФНС России
|
Срок реализации налогоплательщиками
|
Доступность на тестовом стенде АО "ГНИВЦ"
|
1. Сервис, предназначенный для определения состояния (доступности) информационной системы организации
|
02.06.2023
|
02.06.2024
|
доступен
|
2. Сервис для информирования налогового органа о доступности (планируемой недоступности) информационной системы организации
|
02.06.2023
|
02.06.2024
|
доступен
|
3. Файловый обмен
|
02.06.2023
|
02.06.2024
|
доступен
|
4. Сервис представления реестра документов, размещенных в информационной системе организации
|
02.06.2023
|
02.06.2024
|
доступен
|
5. Сервис направления запроса на просмотр документа, размещенного в информационной системе организации
|
02.06.2023
|
02.06.2024
|
доступен
|
6. Сервис направления запроса на доразмещение документа в информационной системе организации
|
02.06.2023
|
02.06.2024
|
доступен
|
7. Сервис направления запроса на получение отчета о работе с запросной системой в информационной системе организации
|
02.06.2023
|
02.06.2024
|
доступен
|
8. Сервис получения протокола операций в информационной системе организации
|
03.06.2024
|
02.06.2025
|
ноябрь 2024
|
9. Сервис получения сводного протокола операций в информационной системе организации
|
02.06.2023
|
02.06.2024
|
доступен
|
10. Сервис обновления токена аутентификации
|
02.06.2023
|
02.06.2024
|
доступен
|
11. Сервис получения сведений по структуре группы компаний
|
02.06.2023
|
02.06.2024
|
доступен
|
12. Сервисы истребования
|
03.06.2024
|
02.06.2025
|
доступен
|
13. Сервисы работы с требованием о представлении пояснений
|
03.06.2024
|
02.06.2025
|
март 2025
|
14. Сервис получения сведений о расшифровке доходов по ОКВЭД по данным бухгалтерского учета
|
03.06.2024
|
02.06.2025
|
доступен
|
15. Сервис получения сведений по договорам и контрагентам организации-участника налогового мониторинга
|
03.06.2024
|
02.06.2025
|
доступен
|
16. Сервис получения сведений по этапам бизнес-процесса и производственно-логистическим цепочкам для металлургической отрасли
|
03.06.2024
|
02.06.2025
|
доступен
|
17. Сервис получения сведений по этапам бизнес-процесса и производственно-логистическим цепочкам для нефтегазовой отрасли
|
03.06.2024
|
02.06.2025
|
доступен
|
18. Сервис представления налогоплательщиком комментариев к результатам факторного анализа налога на прибыль, рассчитанного в информационной системе налогового органа
|
03.06.2024
|
02.06.2025
|
доступен
|
19. Сервис обмена информацией по результатам прогноза налоговой базы и суммы налога на прибыль
|
03.06.2024
|
02.06.2025
|
доступен
|
20. Сервисы лотерейных организаций
|
03.06.2024
|
02.06.2025
|
июль 2024
|
Сервисы по лотерейным компаниям
Проекты сервисов по налоговому мониторингу (с 2026 года)
Проекты сервисов по регистрам (с 2026 года)
В настоящее время в целях совершенствования расширенного информационного взаимодействия между налоговыми органами и организациями-участниками налогового мониторинга разрабатывается единая цифровая методологическая модель (Цифровой налоговый кодекс) и
ведется работа по унификации и стандартизации регистров, позволяющих реализовать алгоритмы автоматического контроля.
Справочники налогового мониторинга
^К началу страницы
Краткое наименование справочника
|
Полное наименование справочника
|
Приказ ФНС России (проект)
|
Дата публикации на сайте ФНС России
|
|
|
|
|
СПВДОК
|
|
Приказ ФНС России
от 24.03.2023
№ ЕД-7-23/182@
|
01.12.2023
|
|
|
|
|
СПНС
|
|
Приказ ФНС России
от 18.04.2023
№ ЕД-7-23/254@
|
15.06.2023
|
|
|
|
|
КСНД
|
|
Приказ ФНС России
от 18.04.2023
№ ЕД-7-23/255@
|
30.08.2024
|
|
|
|
|
СНКРФ
|
|
Приказ ФНС России
от 14.09.2023
№ ЕД-7-23/632@
|
21.08.2023
|
|
|
|
|
СКОНТ
|
|
Приказ ФНС России
от 14.09.2023
№ ЕД-7-23/631@
|
16.08.2023
|
|
|
|
|
CРЕГ
|
|
Приказ ФНС России
от 06.09.2024
№ ЕД-7-23/714@
№ ЕД-7-23/715@
№ ЕД-7-23/716@
№ ЕД-7-23/717@
№ ЕД-7-23/718@
|
12.09.2024
|
CРИСК
|
|
Приказ ФНС России
от 27.06.2024
№ ЕД-7-23/497@
|
02.07.2024
|
СЭБП
|
|
Приказ ФНС России
от 05.07.2024
№ ЕА-7-23/535@
|
15.10.2024
|
СВТТ
|
|
Приказ ФНС России
от 05.07.2024
№ ЕА-7-23/536@
|
15.10.2024
|
СВПИ
|
|
Приказ ФНС России
от 05.07.2024
№ ЕА-7-23/537@
|
15.10.2024
|
Проведение налогового мониторинга
^К началу страницы
Проведение налогового мониторинга регламентировано положениями статьи 105.29 НК РФ.
Налоговый орган в рамках налогового мониторинга вправе проводить следующие мероприятия (п. 3 ст. 105.29 НК РФ):
- истребовать у организации необходимые документы;
- истребовать у организации пояснения;
- привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. 95 и 96 НК РФ;
- проводить допрос свидетелей, осмотр территорий в соответствии со ст. 92 НК РФ.
При выявлении противоречий и несоответствий в документах организации налоговый орган направляет сообщение с требованием о представлении пояснений или внесении исправлений в течение пяти дней.
При установлении факта нарушения в расчете или уплате налогов организации, налоговый орган в течение десяти дней направляет организации уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК
РФ.
В рамках налогового мониторинга участники раскрывают информацию о своей системе внутреннего контроля (п. 6, 7 ст. 105.26 НК РФ):
- налоговый орган проводит оценку рисков и составляет карту рисков.
Высокий уровень организации внутреннего контроля участников налогового мониторинга обеспечивает достаточную степень уверенности относительно достоверности, полноты, своевременности расчета налогооблагаемой базы, налогов (сборов), подлежащих уплате
в бюджет.
В настоящее время ФНС России разрабатывает единую цифровую методологическую модель, которая включает в себя разработку стандартизированных налоговых регистров, а также контролей (этапов контролей) в разрезе статей НК РФ и блоков операций.
Данная модель будет включать разработку контрольных соотношений и алгоритмов расчета показателей налоговых регистров организации, что позволит реализовывать подходы к автоматизации проведения процедуры налогового контроля в отношении участников налогового
мониторинга.
Такой подход стимулирует налогоплательщиков реализовывать стандартизированные методы контроля, тем самым компании получат возможность минимизировать количество ошибок, влияющих на полноту уплаты налогов, что значительно сократит сроки согласования
налоговой базы по всем налогам и приведет к сокращению объема истребованных документов.
Возможно ли проведение выездных и камеральных налоговых проверок в период проведения налогового мониторинга?
^К началу страницы
Камеральные налоговые проверки (п. 1.1. ст. 88 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
При представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг,
камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случая досрочного прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этом случае камеральная налоговая проверка
проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.
Выездные налоговые проверки не проводятся за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг (п. 5.1 ст. 89 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ), за исключением случаев:
- проверка проводится вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
- досрочно прекращено проведение налогового мониторинга;
- налогоплательщиком не выполнено мотивированное мнение налогового органа;
- в периоде, за который налоговый мониторинг не проводится, представлена уточненная декларация за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, увеличена сумма возмещения налога (убытка).
Мотивированное мнение налогового органа
^К началу страницы
Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Мотивированное мнение направляется организации
при проведении налогового мониторинга (п.1 статьи 105.30 НК РФ).
Мотивированное мнение бывает 2-х видов:
- по запросу организации - в случае, если у нее есть не урегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства (п.4 статьи 105.30 НК РФ);
- по инициативе налогового органа - в случае, если установлен факт, свидетельствующий о нарушении налогового законодательства (п.3 статьи 105.30 НК РФ).
Мотивированное мнение направляется организации:
- по запросу организации – в течение 1 месяца со дня получения такого запроса (срок может быть продлен на 1 месяц для истребования дополнительных документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения (п.5 статьи 105.30 НК РФ);
- по инициативе налогового органа - в течение 5 дней со дня его составления на протяжении срока проведения налогового мониторинга (п.3 статьи 105.30 НК РФ).
Запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом,
в котором они были совершены (п. 4.2 статьи 105.30 НК РФ).
О согласии с мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения
(при их наличии) (п.6 статьи 105.30 НК РФ).
Формы и форматы документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа в электронной форме и требований к его составлению утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № EД-7-23/477@.
Взаимосогласительная процедура
В случае несогласия организации с мотивированным мнением, составленным налоговым органом, в ФНС России проводится взаимосогласительная процедура. (п.1 ст. 105.31 НК РФ).
Взаимосогласительная процедура проводится в течении одного месяца со дня получения разногласий.
По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения (п.3 ст. 105.31 НК РФ).
Организация в течение одного месяца со дня получения указанного уведомления уведомляет налоговый орган, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их
наличии) (п.5 ст. 105.31 НК РФ).