Заемщик в соответствии с договором, заключенным с иностранным юридическим лицом (заимодавец), получил заемные средства сроком на 1 год.
Условиями договора предусмотрено, что проценты заемщиком не выплачиваются, а происходит их ежемесячная капитализация и увеличение основной суммы займа за счет причисления к ней суммы начисленных процентов. Каков в данной ситуации порядок налогообложения процентов по указанному договору займа?
Федеральная налоговая служба, рассмотрев ваше письмо о периоде налогообложения процентов по договору займа, присоединяющихся к сумме основного долга, по согласованию с Департаментом налоговой и таможенно - тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации, сообщает следующее.
Иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, полученный иностранной организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 287 Кодекса российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный пунктом 4 вышеуказанной статьи), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено Кодексом.
Как следует из письма, заемщик в соответствии с договором, заключенным с иностранным юридическим лицом (заимодавец), получил заемные средства сроком на 1 год.
Условиями договора предусмотрено, что проценты заемщиком не выплачиваются, а происходит их ежемесячная капитализация и увеличение основной суммы займа за счет причисления к ней суммы начисленных процентов.
В результате заемщиком (налоговым агентом) по займу, полученному от иностранной организации, ежемесячно начислялись проценты, которые не перечислялись заимодавцу, а причислялись (капитализировались) к сумме основного долга и в следующем месяце участвовали при расчете процентов.
Согласно абзацу восьмому пункта 1 статьи 310 Кодекса, если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме.
Международной практикой заключения договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения разработан термин «фактический получатель дохода». Он содержится, в частности, в статьях «Дивиденды», «Проценты», «Роялти» действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, а также в таких источниках международного налогового права, как модели налоговой Конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организации Объединенных Наций (ООН) и в официальных комментариях к ним.
Иностранная организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, а именно при условии заключения гражданско-правового договора. Помимо этого, для признания лица в качестве «фактического получателя дохода» данное лицо должно обладать не только правом на получение дохода, но и быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, определяющим дальнейшую «экономическую судьбу» полученного дохода (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2006 №03-8-02).
В данном случае, заимодавец, в соответствии со своими правами в отношении начисляемых на сумму займа процентов, при заключении договора фактически определил их дальнейшую экономическую судьбу, распорядившись этими процентами по своему усмотрению.
При этом, в соответствии с общим порядком признания доходов и расходов для целей налогообложения при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, вне зависимости от времени фактической выплаты денежных средств (статья 272 Кодекса).
Также абзац второй пункта 4 статьи 328 Кодекса предусматривает определение суммы расхода, выплаченного либо подлежащего выплате в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде.
Учитывая вышеизложенное, в случае, когда проценты заемщиком не выплачиваются иностранному заимодавцу, а происходит их ежемесячное начисление и капитализация (увеличение основной суммы займа), датой получения дохода будет являться дата причисления процентов к сумме основного займа.
Следовательно, заемщик должен выполнить обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога в бюджет с суммы начисляемых процентов.
Поскольку налог должен быть удержан и уплачен в бюджет налоговым агентом из средств налогоплательщика - иностранной организации (заимодавца), налоговый агент, по мнению ФНС России, должен перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив доход иностранной организации (заимодавца), подлежащий, в соответствии с условиями договора, причислению к основной сумме займа.
Одновременно, обращаем ваше внимание на то, что налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения (пункт 4 статьи 310 Кодекса) по форме, утвержденной приказом МНС России от 14.04.2004 №САЭ-3-23/286@.
Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров