ENG

С 1 января 2023 года для организаций и индивидуальных предпринимателей будут действовать только электронные подписи, выданные в Удостоверяющем центре ФНС России

Дата публикации: 12.08.2022 16:23

С 1 января 2023 года прекращают действия все квалифицированные электронные подписи (КЭП), выпущенные коммерческими удостоверяющими центрами для руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

Функция по выпуску КЭП для данных категорий налогоплательщиков возложена с января 2022 года на Федеральную налоговую службу.

С начала года Удостоверяющим центром ФНС России в Костромской области электронные подписи выданы 8757 налогоплательщикам из 15 665, использующих электронный документооборот.

Управление ФНС России по Костромской области ожидает большой наплыв желающих получить КЭП в декабре 2022 года и рекомендует налогоплательщикам не дожидаться окончания срока действия КЭП и заблаговременно обратиться в налоговые органы.

Полученные подписи имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, обеспечения документооборота с органами государственной власти и контрагентами, а также на различных электронных площадках и сервисах.

Руководители юридических лиц, индивидуальные предприниматели и нотариусы могут получить подпись бесплатно и экстерриториально в любом налоговом органе, оказывающем услугу по выдаче КЭП. Перечень точек выдачи размещен по адресу https://www.nalog.gov.ru/rn44/related_activities/ucfns/el_sign_getting/.

Электронная подпись — это электронный документ или информация в электронном виде, подтверждающие достоверность, целостность и авторство подписываемого в электронном виде документа. Квалифицированная электронная подпись (КЭП) нужна для того, чтобы придать документу юридическую значимость, то есть статус оригинала. Такой подписью подписывают налоговую отчетность, счета-фактуры, акты, накладные и иные документы.

КЭП выдается только при личной идентификации руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя. При обращении заявитель должен представить следующие документы:
- основной документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
- сведения об идентификационном номере налогоплательщика юридического лица и (или) физического лица (ИНН);
- ключевой носитель USB-типа, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ.

Подать заявление на предварительную проверку в электронной форме возможно через интернет-сервис «Личный кабинет юридического лица» или «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», перейдя по ссылке «Заявление на получение КЭП ФНС».

Запланировать свой визит в налоговый орган налогоплательщики могут через электронный сервис ФНС России «Онлайн-запись на прием в инспекцию»

ВАЖНО! При получении КЭП необходимо помнить, что передавать свою электронную подпись третьим лицам нельзя. В случае утраты носителя электронной подписи или ее компрометации необходимо оперативно обратиться удостоверяющий центр (в любой налоговый орган, оказывающий услугу по выдаче КЭП, или к Доверенному лицу УЦ ФНС России) и отозвать сертификат ЭП. Злоумышленники, используя чужую КЭП, могут от имени ее владельца подписывать документы, или, например, перерегистрировать его организацию, на неё могут оформить кредит, сделать организацию банкротом. В этом же случае существует угроза стать номинальным руководителем фирмы-однодневки и понести ответственность за её противозаконную деятельность.