ENG

Сборы за пользование объектами животного мира

Плательщики сбора

^К началу страницы

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов

^К началу страницы

Разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте).

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическому лицу в случаях осуществления им охоты осуществляется:

В закрепленных охотничьих угодьях —

разрешения выдаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения;

В общедоступных охотничьих угодьях —

разрешения выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные в соответствии с Законом об охоте полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – уполномоченный орган);

На особо охраняемых природных территориях —

разрешения выдаются природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.

Порядок расчета сбора

^К началу страницы

Налоговая ставка сбора

Расчет производится по следующей формуле:

Размер
сбора
=Ставка
сбора
*Количество объектов
животного мира
Согласно ст. 333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно.

Пример расчета сбора объектами животного мира за пользование

Вид охотничьих ресурсов - лось. Количество особей – 2.

  1. Определяем ставку сбора

    Ставка за одного лося - 1500 руб.

  2. Определяем налоговую базу

    Количество животных - 2 шт.

  3. Определяем сумму сбора

    1500 х 2 = 3000 руб.

Пример расчета сбора за пользование объектами животного мира в случае отлова животного в возрасте до одного года

Вид охотничьих ресурсов - кабан. Количество особей – 5 (в том числе 2 особи в возрасте до 1 года).

  1. Определяем ставку сбора

    Ставка за одного кабана - 450 руб.

  2. Определяем налоговую базу

    Количество животных: 3 взрослых особи, 2 особи в возрасте до 1 года.

  3. Определяем сумму сбора

    450 х 3 + 225 х 2 = 1800 руб.

Порядок и сроки уплаты сбора

^К началу страницы

Сбор необходимо уплатить за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира (охотничьих ресурсов) на территории Российской Федерации.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения уполномоченного органа при получении разрешения на добычу объектов животного мира.



Порядок и сроки представления сведений

^К началу страницы

Граждане

Физические лица не представляют сведения о полученных разрешениях в налоговые органы.

Организации и предприниматели

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по разрешению на добычу объектов животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения о полученных разрешениях, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов. Подробнее см. Приказ ФНС России от 26.02.2006 № САЭ-3-21/109@

Возврат сумм сбора

^К началу страницы

Физические лица не вправе корректировать сумму сбора и претендовать на возврат переплаты.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели по истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или  возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира, выданным уполномоченным органом (п.1 ст.333.7 НК РФ).

Порядок возврата

Зачет или возврат излишне уплаченного сбора производится по общим правилам, предусмотренным гл. 12 НК РФ, при условии представления необходимых документов.

Документы

  • Заявление плательщика сбора о зачете или возврате суммы сбора;
  • уточненные сведения о полученной лицензии (разрешении), суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора (составленные в отношении нереализованной лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира).

Льготы

^К началу страницы

  • не уплачивают сборы лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню (Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р (ред. от 26.12.2011) "Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"), утверждаемому Правительством Российской Федерации)(п.2 ст. 333.2 НК РФ).
  • не уплачивают сборы лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах, где для их проживания и хозяйственной деятельности охота и рыболовство являются основой существования (п.2 ст. 333.2 НК РФ);
Данные льготы распространяются только на количество (объем) объектов животного мира, добываемых для удовлетворения личных нужд, указанных категорий плательщиков. Основным документом, подтверждающим право на льготу, является паспорт гражданина РФ с  отметкой о регистрации по месту жительства.

0% Ставки сбора в размере 0 руб. устанавливаются в случаях, если пользование объектами животного мира осуществляются в целях, обозначенных п. 3 ст.333.3 НК РФ.

Ответственность за нарушение законодательства

^К началу страницы

Непредставление налоговому органу в установленный срок плательщиком сбора за пользование объектами животного мира сведений о полученных лицензиях (разрешениях) и суммах сбора влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.

Часто задаваемые вопросы

^К началу страницы

В каком порядке производится зачет сумм сбора юридическому лицу по нереализованным лицензиям?

В соответствии с п. 1 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами животного мира (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 333.5 НК РФ плательщики сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивают при получении разрешения на добычу объектов животного мира.

Абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 333.7 НК РФ установлено, что по истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира, выданным уполномоченным органом.

Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира осуществляется в порядке, установленном ст.78 НК РФ, при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом.

Пунктом 4 ст. 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В силу п. 5 ст.78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное п.5 ст.78 НК РФ, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Перечень документов, на основании которых осуществляется зачет или возврат сумм сбора за пользование объектами животного мира по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира, утвержден Приказом МНС России от 23.07.2004 № САЭ-3-21/438@. К ним относятся: заявление плательщика сбора за пользование объектами животного мира о зачете или возврате суммы сбора за пользование объектами животного мира, уточненные сведения о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора (составленные в отношении нереализованной лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира).

Таким образом, зачет сумм сбора по нереализованным лицензиям на пользование объектами животного мира будет производиться налоговым органом по месту нахождения органа, выдавшего указанную лицензию. Зачет осуществляется по истечении срока ее действия в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, при условии представления документов, перечень которых утвержден Приказом МНС России от 23.07.2004 № САЭ-3-21/438@.

Сумма излишне уплаченного сбора подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому сбору или иным налогам и сборам по решению налогового органа в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов.

В случае, если у организации имеется недоимка по иным налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам за налоговые правонарушения, то зачет сумм излишне уплаченного сбора производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете указанных сумм принимается налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты сбора или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных организацией налогов.

Подлежит ли зачету (возврату) сбор за пользование объектами животного мира в случае, если животное по каким-либо причинам не изъято из среды обитания?

Сумма сбора за пользование объектами животного мира, подлежащая уплате, не зависит от факта изъятия объектов животного мира из среды их обитания, и, соответственно, не подлежит пересчету, возврату или зачету в счет будущих платежей, в случае если право на изъятие объекта животного мира из среды его обитания по каким-либо причинам не было реализовано.

Являются ли объектом обложения сбором за пользование объектами животного мира животные, которые содержатся и разводятся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания?

Животные, которые содержатся и разводятся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания по лицензиям, выданным специально уполномоченным государственным органом (ст. 26 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире"), не являются объектом обложения сбором за пользование объектами животного мира, предусмотренным гл. 25.1 НК РФ, так как в соответствии со ст. 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектами обложения сбором за пользование объектами животного мира признаются объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения.

Индивидуальный предприниматель получил разрешение на использование объектов животного мира для личных нужд (как физическое лицо), не имеющих отношения к предпринимательской деятельности. Должен ли он в этом случае представить сведения о полученных лицензиях в налоговый орган?

Порядок представления в налоговые органы сведений о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира физическими лицами - гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
В связи с чем индивидуальный предприниматель, получивший в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира, не являющийся индивидуальным предпринимателем, заключившим охотхозяйственное соглашение на добычу объектов животного мира, не должен представлять в налоговые органы сведения о полученных разрешениях.

Особенности регионального законодательства

^К началу страницы


Информация ниже зависит от вашего региона (45 Курганская область)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области является исполнительным органом государственной власти Курганской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
 
Департамент осуществляет государственный экологический контроль, государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, геологический контроль, государственный лесной контроль и надзор, контроль в области охраны и использования животного мира, а также водных биологических ресурсов, иные виды контроля в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.
 
Департамент является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, в частности, в сфере
охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также водных биологических ресурсов.
 
В сфере охотничьего хозяйства выполняет следующие функции:
 
1) выдает и аннулирует охотничьи билеты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, регистрирует их в государственном охотхозяйственном реестре;
 
2) выдает разрешения на добычу объектов животного мира;
 
3) обеспечивает соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды, охраны и рационального использования природных ресурсов.
 
КБК: 18210704010010000110