Подлежат ли налогообложению в соответствии со статьей 309 Налогового кодекса Российской Федерации дивиденды, выплачиваемые нидерландской компании? Каков порядок применения положений статьи 10 «Дивиденды» Соглашение заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996?
Федеральная налоговая служба, рассмотрев ваше письмо о порядке применения положений международного договора об избежании двойного налогообложения, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
Согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации и определяемые на основании положений статьи 309 Кодекса.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса предусмотрено, что доходы в виде дивидендов, полученные иностранной организацией - акционером российской организации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
На основании статей 310 и 284 Кодекса налог с указанного выше вида дохода исчисляется по ставке 15%.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые содержатся в российском налоговом законодательстве, то применяются правила и нормы международного договора (статья 7 Кодекса).
В отношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996 (далее - Соглашение).
В соответствии со статьей 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором компания, выплачивающая дивиденды, является резидентом, и в соответствии с законами этого Государства, но если получатель имеет фактическое право на дивиденды, то взимаемый налог не должен превышать:
а) 5 процентов общей суммы дивидендов, если фактическим владельцем дивидендов является компания (иная, чем партнерство), прямое участие которой в капитале компании, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 25 процентов и которая инвестировала в нее не менее 75 тысяч ЭКЮ или эквивалентную сумму в национальной валюте Договаривающихся Государств;
б) 15 процентов общей суммы дивидендов во всех других случаях.
Таким образом, пункт 2 статьи 10 Соглашения определяет право налогообложения дивидендов за государством, резидентом которого является компания, выплачивающая эти дивиденды (в данном случае – России), но ограничивает это право путем понижения ставки.
Следовательно, при соблюдении условий, касающихся доли участия и размера инвестиций, установленных подпунктом «a» пункта 2 статьи 10 Соглашения, дивиденды, выплачиваемые российской компанией в пользу компании - резидента Нидерландов, подлежат налогообложению на территории Российской Федерации по ставке 5 процентов. Во всех остальных случаях к дивидендам, выплачиваемым нидерландским компаниям, применяется ставка налога на доходы от источников в Российской Федерации в размере 15 процентов.
При этом, в качестве необходимого условия для реализации норм Соглашения пунктом 3 статьи 310 и пунктом 1 статьи 312 Кодекса установлено представление иностранной организацией налоговому агенту документа, подтверждающего ее постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 3 класса
Е.В. Козлова