ENG

Электронная версия книги к 10-летию УФНС России по Ростовской области "Наполняя казну государства"

Дата публикации: 26.09.2013 16:26 (архив)

В Донском крае сбор налогов прослеживается уже в первых политических образованиях кочевников и в Боспорском царстве. Сбор дани подразумевает наличие политической власти, государственности. Подонье-Приазовье являлось одним из очагов древних цивилизаций. На уровне протогосударств, то есть ранних, еще неустойчивых объединений родственных или соседских племен кочевников и земледельцев Донской земли осуществлялось взимание дани вождями. Дружинники местных вождей сочетали функции защитников племени и сборщиков дани (налогов). Первое общественное образование, у которого реконструируется наличие функции сбора налогов, было скифским.

В кочевых государствах существовали следующие виды выплат: дань с соплеменников; дань с покоренных племен; патриархальное рабство; служба в войске царя.

В отличие от кочевых протогосударств греческие колонии и Боспорское царство обладали налоговой системой и органами, осуществлявшими сбор налогов с граждан и дани с «неграждан». Подати, повинности, таможенные пошлины, акцизы могли собираться в натуральной форме и в виде отработочной ренты, либо в денежной форме.

История Боспора показывает такие виды налогового обложения: денежные сборы с граждан; дань по принципу союзничества-вассалитета; налоги с предпринимателей (купцы, ремесленники) и таможенные пошлины; магистратуры (тягло).

Греки гордились тем, что они платили налоги, то есть формировался менталитет налогоплательщика, полноправного гражданина, сопричастного к судьбе своего полиса.

В средние века земли нижнего Дона поочередно входили в состав Хазарии, Древнерусского государства, Золотой Орды и Турции. Эта же территория была в сфере экономических интересов Византии и итальянских колоний.

Карта территории Дона Средних веков

карта Дженкенсона, показывающая донской торговый путь в средневековье (внизу)

С верховьев Дона контроль над донским торговым путем пытались установить казаки, которые тоже пытались обложить проезжих купцов поборами. На фоне исторических коллизий средневековья наблюдаются элементы податных отношений, формировавшихся по мере развития государственности в пределах нижнего Подонья.

В Хазарии, например, дань и налоги (подати) были фиксированы. Славяне в качестве дани отдавали мечи, по другим сведениям славяне платили по белке или шелягу с дома (т.е. с двора). Но кроме дани была и подать. Так, купцы отдавали в доход государству десятую часть своего имущества. Такими же фиксированными были и таможенные сборы (1/10 часть имущества).

Монголо-татарское нашествие для народов Дона и Северного Кавказа можно назвать катастрофическим событием. Степные пространства Дона и Северного Кавказа стали частью огромного государства – Золотой Орды.

Везир курировал поступление доходов в казну государства, он подчинялся непосредственно хану. В ведомстве везира находился штат служащих – бутакчей (секретарей) и букаулов (отвечавших за снабжение войсками в захваченных территориях). Часть ордынского общества относилась к привилегированным слоям и была освобождена от податей: мелкие феодалы, тарханы и воины – нукеры.

Значительные изменения в налоговой системе России произошли в ХVIII в. Нижний Дон тогда только утверждался как далекая окраина России. Начиная с эпохи Петра I издавались законы, заложившие основу податной системы Российской империи. Так, 18 декабря 1706 г. появился акт "Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть…" Позже, 22 февраля 1711 г. издан акт "Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии "для спросу" и денежных сборов и дела финансового управления.» Затем, 17 марта 1711 г. - "О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов…" с предписанием "денег как возможно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах".

Эпохальным актом была «Жалованная грамота городам» 21 апреля 1785 г. - «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» обобщала и систематизировала в одном документе сословные привилегии городского населения и наделяла «городовых обывателей» новыми привилегиями.

«Городовое положение» Грамоты давало общие привилегии городам на право земельной собственности «как внутри города, так и вне оного», систематизировало принципы налогообложения мещан, занимавшихся торговлей и производством, давало право заниматься посреднической деятельностью, услугами; уездные жители получали возможность беспрепятственно торговать на городском рынке. Закон обязывал составить в городах обывательские книги и подтверждал право передачи по наследству принадлежность к городскому сословию.

Были определены три наследуемые городские гильдии и шесть групп городского населения, каждая из которых вносилась в отдельную часть городовой обывательской книги.

Жалованная грамота 1785 г. вводила три купеческие гильдии, представители которых вносились во вторую часть «книги». К первой гильдии относились горожане, которые декларировали свой капитал в сумме от 10 до 50 тыс. рублей. Ко второй гильдии относились, объявившие капитал от 5 до 10 тыс. рублей. В третью гильдию могли записаться горожане, обладавшие суммой от 1 до 5 тыс. рублей. Принадлежность к гильдиям давала дополнительные льготы.

Высочайшим указом императрицы Елизавете Петровны 1749 г. была основана Темерницкая таможня – ей было суждено стать основой города. Уже в 1753 г. она названа портовой таможней. Для защиты торговли и границ около таможни в 1762 г. основана рядовая крепость – получившая название Дмитрия Ростовского. Вокруг крепостных стен стали селиться люди, появились первые слободки – будущие городские кварталы. Уже в 1785 г. поселение вокруг крепости получило статус города, а в 1779 г. статус уездного города Новороссийской губернии. В Ростове согласно штатному раписанию определялось уездное казначейство. В 1779 г. началось переселение крымских армян в низовья Дона, был основан Нахичевань-на-Дону.

В 1800 г. при Войсковой канцелярии была учреждена Экспедиция казенных дел касательно податей казенных – отсюда донская налоговая служба берет свои начальный отсчет. В этом же году Павел I подписал указ, окончательно оформивший создание налогового ведомства на Дону. Налоговая служба определялась в Черкасске, но и Ростов как уездный город облагался налогами, которые собирались уездным начальством.

1 рубль времён Александра I

С 1842 г. Ростову разрешили оставлять себе 10% дохода от пошлин, что составляло 28 000 руб. Город стал обладать собственным бюджетом.

Граф Егор Францевич Канкрин –– Министр финансов (1823–1844) при Александре I и при Николае I. Упорядочил финансовую систему России, включая введение, как тогда говорили, «правильного», то есть, четко организованного и систематизированного, налогообложения.

На протяжении XIX столетия в России формировалась система прямых и косвенных налогов.

19 февраля 1861 г. - император Александр II подписал "Манифест об отмене крепостного права" и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Определение порядка взимания выкупных платежей (существовали до 1905 г.), казенных земских и мирских повинностей".

Отмена подушной подати с городов, начавшаяся в 1822 г., завершилась введением в 1863 г. налога с государственных строений. 1883 г. - в городах и поселках вводится государственный квартирный налог. 1 января 1863 г. вышел указ "Об отмене винного откупа и введении питейного акциза". Немалая часть поступлений шла от эксплуатации железных дорог. Значительное место в налоговой системе России к началу прошлого века занимали местные земские и городские налоги.

В Ростове и Нахичевани-на-Дону, как торгово-промышленных центрах, «Городовое положение» было введено в 1871-1872 гг. Для взимания налогов в Ростове и Нахичевани были введены Податные участки и Городские расклдочные по промысловому налогу присутствия, заседавшие при Городской управе.

Виды старого Ростова

«Городские имущества и оброчные статьи» - важные источники доходов в ростовском бюджете на рубеже XIX-XX вв. Платное образование тоже облагалось налогом, но в меньших размерах, чем торговля. Пошлины и сборы дополняли бюджет города.

В области Войска Донского введение земства и изменение налоговой системы затянулось надол­го. Вокруг Ростова, а теперь и в его черте располагались казачьи станицы. Налоговая система здесь отличалась от имевшей место в Ростове и в Нахичевани. Начиная с 1882 г. и до Октябрьской революции административно-полицейская и хозяйственная власть на Дону сосредоточивалась в руках войскового наказного атамана. Он распоряжался и войсковыми финансами, выделенными из государственного бюджета России в обособленные "войсковые капиталы".

Основной статьей в бюджете Дона, как и всей дореволюционной России, был питейный доход. Не случайно бюджет царской России называли "пьяным". Главными же расходами являлись затраты на содержание административного аппарата, на пособия казакам. Часть налогов носила феодальный характер повинностей. Тяжелым бременем на плечи населения ложились почтовая, подворная, дорожная, судебно-мировая, этапно-ссыльная, квартирная обязательные земские повинности, являвшиеся разновидностью косвенных налогов.

Граф Сергей Юльевич Витте –– министр путей сообщения, министр финансов (1892–1903), автор знаменитой финансовой реформы 1895–1897 годов, когда был введен в обращение твердый рубль, обеспеченный золотом, а доход государства от сбора налогов ощутимо прогрессировал каждый год.

Налоговая система в годы I Мировой войны претерпела изменения. Например, были введены чрезвычайные налоги, фиксированные закупочные и сдаточные цены на продукцию оборонных предприятий. Следствием этого стал экономический кризис, в том числе, на Дону. Естественно, налоговые поступления при этом существенно сократились, следствием чего стало введение новых видов налогов. В январе 1917 года впервые в истории России был введен подоходный налог.

В Ростове начала прошлого века за год собиралось свыше 2 млн. 200 тыс. рублей налогов при численности населения 190000 чел. Нетрудно подсчитать, что среднестатистический ростовчанин платил около 12 руб. в год. Цифра абстрактна, но в городе нормальные годовые заработки начинались с суммы от 200-300 рублей (при этом квалифицированные рабочие зарабатывали значительно больше).

В октябре 1917 года отлаженный механизм налоговой системы прекратил свое существование вместе с другими государственными институтами разрушенной империи. В период НЭПа происходило восстановление и развитие налогообложения.

Так, в 1921-1923 гг. преобладающее значение получили косвенные налоги. В это время были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Прямые налоги составляли основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, стал сельскохозяйственный налог. Всего в период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.

Сокольников Григорий Яковлевич (03(15).08.1888—21.05.1939) –– С 1921 г. член коллегии, зам. наркома, в 1922—1926 гг. нарком финансов РСФСР (с июля 1923 г. — СССР).

В 20-е годы на Дону происходило формирование новой налоговой системы. Одним из первых финансовых мероприятий этого периода было создание системы местных финансов, декретированное законами от 22 августа, 10 октября и 10 декабря 1921 г, Эта мера имела целью - укрепить материальную базу местных советов, пробудить на местах хозяйственную и финансовую инициативу, способствовать оживлению работы низовых органов власти и вовлечению в эту работу «широких трудящихся масс».

За период 1-й пятилетки в структуре доходов бюджета области произошли крупнейшие сдвиги. Значительное влияние на состав и структуру доходов местного бюджета оказала проведенная в 1930 г. налоговая реформа, перестроившая и упростившая платежи предприятий и населения. В составе доходов местного бюджета появились отчисления от налога с оборота - крупнейший источник доходов советской бюджетной системы. Особое значение стали иметь налоги, непосредственно зачисляемые в местный бюджет (главным образом, подоходный налог с физических лиц, составивший в 1932 г. 12,5% всех налогов).

В доходной части бюджетов нашло свое отражение преобладание социалистического сектора в народном хозяйстве. Большое значение имели и неналоговые доходы, поступавшие в виде отчислений от прибылей с предприятий, находившихся в местном подчинении. В 1939 и 1940 гг. эта группа доходов занимала в бюджетах. более 30%.

Не меньшую роль играли и отчисления от государственных налогов и сборов, составившие, к примеру, в 1932 г. 25,3%, а в 1940 - 38,8%. Появились новые источники доходов - госналоги, непосредственно зачисляемые в местный бюджет (налог с нетоварных операций, со зрелищ, подоходный налог с предприятий), которые в 1932 г. составили 12,5% к общему объему доходов, а в 1940 - 20,5%. Рост этих поступлений - следствие увеличения товарооборота, общего дохода и реальной заработной платы населения.

Великая Отечественная война прервала мирное хозяйственное и культурное развитие Советского Союза. Немецко-фашистские захватчики в ходе оккупации нанесли огромный экономический ущерб и советскому Дону. Восстановление разрушенного хозяйства требовало огромных усилий и финансовых ресурсов.

В результате энергичного восстановления экономики области, уже через два года после ее освобождения от фашистских захватчиков удельный вес местных налогов и сборов в бюджете достигал 22,2%, в том числе, разовый сбор - 13,5%. К концу войны бюджет области стал прочным источником финансирования местного хозяйства, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры.

Арсений Григорьевич Зверев (19.02(02.03).1900-27.07.1969) –– с 1938 г. до февраля 1948 г. и с декабря 1948 г. до 1960 г. нарком (министр) финансов СССР.

В послевоенный период налоговая система страны претерпела дальнейшие изменения. В 1955 г. в стране сложилась следующая структура доходов бюджета: с местного хозяйства; различные неналоговые доходы; местные налоги и сборы; отчисления от госналогов и неналоговых доходов; государственные налоги, сборы и пошлины, непосредственно зачисляемые в местный бюджет. Дотации полагались и из союзного бюджета. Об этом свидетельствует увеличение удельного веса отчислений от государственных налогов и неналоговых доходов с 47,7°/о в 1945 году до 72%. в 1950-е годы.

В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название "плата за основные фонды и оборотные средства". Вводится подоходный налог и с колхозов. В 1966 г. - вводятся рентные платежи и затем - платы за фонды. В 1971-1975 годы проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц.С 1980-х годов начали вводиться местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

В 1980-х годах осуществлялось расширение прав местных Советов народных депутатов в сфере развития региональной производственной и социальной инфраструктуры. Это, в свою очередь, было связано с переходом к новым экономическим методам управления финансами на основе долговременных нормативов.

В 1986 году, в начале перестройки, доля Ростовской области в общесоюзном фонде финансовых ресурсов составила 1,55%. Ведущее место в структуре финансовых ресурсов занимала прибыль. Она оставалась не только основным источником формирования государственного бюджета СССР и целевых децентрализованных фондов (через них ведется стимулирование трудовых коллективов), но и мерой эффективности общественного производства.

Тем не менее, налог с оборота сохранял свою значимость. В доходных статьях государственного бюджета удельный вес его в 1988 году составил 20%, в бюджете области- 32,8%.

Динамика ряда показателей, таких, например, как удельный вес прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий и хозяйственных организаций в конце 80-х годов прошлого века, свидетельствует о начале коренной перестройки финансового механизма. В большей степени изменения затронули отчисления от прибыли. Доля нормативных платежей в общей сумме платежей из прибыли в 1987 году составила 75,1%. Удельный вес пассивного платежа - свободного остатка прибыли - 24,9% (в 1986 году он составлял 30,4%). Еще более прогрессивной была структура платежей в государственный бюджет в 1988 году. Среди нормативных появился новый вид платежа - за трудовые ресурсы, составивший 13,9 млн. руб., или 7,4% общей их суммы.

1 июля 2005 года налоговые органы Ростовской области  отмечают пятнадцатилетие своего образования. Государственная налоговая инспекция по Ростовской области начала работать в числе первых подразделений налоговой службы страны, создание которых  было определено постановлением Совета Министров  СССР от 24.01.1990 № 76 “О государственной налоговой службе”.

Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г. фактически стал первым российским законом, четко определившим задачи и структуру государственной налоговой службы в условиях начинавшихся реформ, права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами. Большое количество новых положений, имеющих принципиальный характер, в налоговое законодательство внес Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года. Впервые в советской тогда еще истории на законодательном уровне было определено понятие налога и налоговой системы.

31 декабря 1991 года указом президента РФ было утверждено положение о налоговой службе.

В это время одна за другой налоговые инспекции создавались в городах и районах Дона. Выстраивалась сложная, достаточно мощная и сплоченная структура, призванная претворять в жизнь принимаемые в начале девяностых многочисленные нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения населения и пополнять казну государства, вышедшего в бушующее море рыночных отношений.

В первой половине 90-х годов в налоговых органах происходило развитие структур как на районном, так и на региональном уровнях. Появились различные виды их специализации: по видам налогов, по группам плательщиков и пр. При этом большинство организационных структур было построено на сочетании различных специализаций, чаще всего - по видам налогов со специализацией по налоговым функциям.

Руководство Управления ФНС России по Ростовской области в 90-х годах

Одним из самых трудных в работе налоговых органов стал период 1995 - 1998 годов. Многие предприятия области испытывали жесточайший финансово-экономический кризис. «Лежали», все глубже погружаясь в долговую яму, такие былые гиганты промышленности Дона как Ростсельмаш, НЭВЗ, Атоммаш... Естественно, выполнять задания по сбору налогов в таких условиях было крайне трудно. Тем более, что приходилось противостоять и укрывательству налогов, вызванному как недостаточной налоговой культурой людей, так и тяжеловесностью и запутанностью законодательства, ведущего к непроизвольным нарушениям.

Вот что писала по этому поводу летом 1995 года областная газета «Молот» в публикации под рубрикой «Налоговая инспекция: пять лет развития»:
«В прошлом году в виде налогов было собрано 4 триллиона рублей, за пять месяцев этого года - 2 триллиона рублей. Недополучено 600 миллиардов рублей. Главная причина... - это предприятия-должники или банкроты, неплатежи... Зная об этом, государство отсрочило выплату 550 миллиардов рублей только по нашей области. Потому что основные должники в нашей области это предприятия угледобывающей и углеперерабатывающей промышленности, а также Северо-Кавказская железная дорога, которым, в свою очередь, крупные суммы задолжало государство, скажем, СКЖД - за работы, произведенные по восстановлению железных дорог в Чечне...»

В целях успешного решения задач по формированию доходов федерального бюджета были приняты указ президента РФ от 21 июля 1995 года №746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» и три постановления российского Правительства, направленные на выполнение указа.

Здание Управления ФНС России по Ростовской области

Реализация этих документов была в то время важнейшей задачей донских налоговиков. В частности, была усилена контрольная работа налоговых органов за поступлением платежей в бюджетную систему, принимались меры по сокращению недоимки, обеспечению полноты учета налогоплательщиков. Много внимания уделялось состоянию претензионно-исковой работы, изданию новых текстов инструкций о порядке исчисления и уплаты налогов, вопросам кадров, их подготовки и переподготовки.

Ни на день не прекращалась борьба с нарушениями налогового законодательства. Так, только в 1997 году по результатам проверок налогоплательщиков - юридических лиц к административной ответственности было привлечено 14,2 тысячи должностных лиц. В правоохранительные органы направлено около 5 тысяч материалов.

Возглавивший в 1998 году Государственную налоговую инспекцию по Ростовской области Юрий Стефанович Зерщиков был убежден: одними лишь репрессивными мерами по отношению к нерадивым налогоплательщикам ситуацию не переломить. Увеличение налоговых поступлений может быть обеспечено при условии изменения законодательной базы. Она должна стать более гибкой, приближенной к реалиям жизни, впитав в себя практический опыт и уроки предыдущих лет. В Госналогслужбу России были направлены соответствующие предложения, а также обоснования предлагаемых поправок.

Руководитель Управления ФНС России по Ростовской области Ю.С.Зерщиков

Недопоступление налогов в сложившейся экономической ситуации того времени, наряду с недостатком собственных оборотных средств у предприятий, их недофинансированием, просчетами в законодательной работе, - было обусловлено действием неденежных форм расчетов - погашением предприятиями долгов по хозяйственным операциям взаимозачетами, посредством бартерных операций. В связи с этим денежные средства на расчетные счета налогоплательщиков не попадали.

Для более глубокого изучения вопросов взыскания задолженности в бюджет с названных выше крупнейших должников а также - Управления СКЖД губернатором Ростовской области В.Ф.Чубом было издано распоряжение от 8 января 1998 года, которым создавались рабочие группы из числа представителей Госналогинспекции, Госкомимущества, УФСНП, Территориального агентства ФУДН Ростовской области. Государственная налоговая инспекция по Ростовской области внесла в обладминистрацию проект Соглашения о взаимодействии (сотрудничестве) Госналогслужбы Российской Федерации и Администрации Ростовской области, предложенный Госналогслужбой РФ и доработанный ростовскими налоговиками.

С 1 января 1999 года была введена в действие часть первая Налогового Кодекса Российской Федерации, четко определяющего основные начала налоговой политики государства. Преодолевая сопротивление в обществе, 1 января 1999 года в стране заработал единый налог на вмененный доход.

В результате активной совместной работы донских налоговиков и законодателей с Администрацией Ростовской области, вскоре были приняты областные законы о налоге с продаж, о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, установлены единые ставки налога на игорный бизнес...

Несколько ранее - с 1 октября 1998 года вступил в действие новый пятипроцентный налог с продаж, заменивший прежние 16 видов налогов. И уже в течение следующего года число плательщиков возросло почти на треть, составив более 36 тысяч, собираемость налога составила тогда 92 процента, доля в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет области - 6,3 процента.

В сентябре 1999г. областное Законодательное собрание утвердило концепцию экономического развития Ростовской области. Важной составной часть концепции являлось целенаправленное формирование региональной налоговой политики Ростовской области. В октябре 1999г. заработал областной единый налог на вмененный доход от розничной торговли горюче-смазочными материалами через АЗС, дававший 4,8 процента в структуре налогов и сборов.

Региональная налоговая политика того времени не ограничивалась только правовым регулированием. Важной задачей было - обеспечить полную и своевременную уплату налогов в бюджет. С этой целью в области, наряду с применением всего комплекса налогового контроля, мер бесспорного взыскания недоимки, внедрялись и нетрадиционные методы работы.

На созданный постановлением главы администрации Ростовской области еще в марте 1997 года Координационный совет с участием представителей областной администрации, контролирующих, правоохранительных, финансовых, банковских и других структур, приглашались руководители предприятий, имеющих значительную задолженность бюджетной системе. Подобная работа проводилась во всех городах и районах области.

В областной налоговой инспекции, получившей в 1999 году статус Управления МНС России по Ростовской области, были созданы и активно функционировали группы по координации работы инспекций для оперативного контроля за поступлением налогов. При необходимости, эти группы оперативно воздействовали на ситуацию - оказывали методологическую, практическую помощь коллегам, осуществляли и внезапные рейдовые проверки.

Существенное внимание уделялось усилению информационного обеспечения и моральному стимулированию законопослушных налогоплательщиков. В частности, при Управлении было создано и успешно функционировало Государственное учреждение «Учебно-информационный центр», где налогоплательщики получили возможность информирования об особенностях исчисления и уплаты любых видов налогов.

С целью повышения ответственности налогоплательщиков, Коллегия Управления в июне 1999 года своим решением учредила «Сертификат доверия». Основными условиями вручения «Сертификата» были - весомый вклад в социально-экономическое развитие района, отсутствие налоговой задолженности в бюджеты всех уровней.

В учебном центре

Используя, таким образом, широкие возможности региональной налоговой политики, донские налоговики успешно решали одну из своих главных задач - необходимость роста собираемости налогов. Если в 1998 - 1999 годах этот показатель не превысил 85 процентов, то по итогам 2000 года собираемость налогов составила 93 процента, в том числе, «живыми» деньгами - 88 процентов.

(Этот рост продолжался в дальнейшем, чему в немалой степени способствовали постоянное усиление мер налогового администрирования, выявление и перекрытие каналов ухода от налогообложения, результативность мероприятий по реструктуризации задолженности. По итогам 2001 года собираемость составила 100,7 процента, в 2002 достигла 104 процента.)

К июню 2000 года в области действовало 62 инспекции МНС России, в том числе, 15 - по городам, 39 - по сельским районам, 8 - по районам г. Ростова. В них работало около 5 тысяч сотрудников, почти две трети из которых - женщины.

39 инспекций на тот момент возглавляли руководители, работающие со дня образования.

За 10 лет работы число налогоплательщиков на Дону неизмеримо выросло. Более чем 2,1 млн. работников предприятий и организаций области являлись плательщиками подоходного налога. К 1 января 2000 года число предпринимателей без образования юридического лица достигло 115тысяч. За 1999 год продекларировали свои доходы более 85 тысяч граждан, более 1,5 млрд. рублей подоходного налога поступило в бюджеты всех уровней. Свыше 60 тысяч плательщиков единого налога на вмененный доход выплатили в бюджет 413 млн. рублей.

По состоянию на май 2000 года на налоговом учете только в инспекциях МНС России по городу Ростову-на-Дону состояло: 213920 физических лиц, 44967 юридических лиц.

В августе 2000 года Управление начало подготовку к реорганизации, которой предусматривалось сокращение числа налоговых инспекций, имеющих незначительный удельный вес начислений и поступлений в бюджеты всех уровней и численность - менее 40 единиц. На их базе необходимо было создать укрупненные межрайонные структуры.

К концу 2001 года эта работа была в основном завершена. До реорганизации в составе Управления насчитывалось 63 районных и городских инспекции, из них - 39 сельских. Процесс укрупнения прошли 27 инспекций, или 43 процента от общего количества, из них 19 сельских (49 процентов) и 8 городских (35 процентов).

В итоге Управление МНС России по Ростовской области стало выглядеть следующим образом: 20 инспекций работают в сельских населенных пунктах; 7 - в городах области; 8 - в районах Ростова-на-Дону. Статус межрайонных приобрели 13 инспекций. В соответствии с требованиями МНС России была создана также межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам.

Процесс реорганизации инспекций области, несмотря на тщательность проработки проходивший весьма болезненно, совпал по времени с их переводом на функциональную модель на всей территории области.

В ходе осуществления данной работы учитывалось, что построение подразделений внутри инспекций по выполняемым функциям вместо прежней специализации по видам налогов и категориям налогоплательщиков является важнейшим принципом организации работы модернизированной ИМНС. Этот принцип обеспечивает рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов за счет большей специализации по выполняемым функциям, создает условия для эффективного использования средств вычислительной техники и современных информационных технологий, позволяет обрабатывать все возрастающий объем информации без увеличения численности персонала налоговых органов.

Таким образом, налоговые органы Ростовской области вместе со всей налоговой службой России, вступили в период, который без преувеличения можно назвать революционным. С начала 2002 года наше Управление и все инспекции области перешли на работу в соответствии с новыми типовыми функциональными структурами организации труда. Внедряются прогрессивные формы и методы информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками, упрощаются процедуры представления деклараций и других документов.

Основной формой представления налоговой отчетности юридических лиц на Дону остается использование магнитных носителей. В конце 2003 года таким способом отчитались около 80 процентов от общего числа юридических лиц. Этот областной показатель в два с половиной раза выше среднероссийского.

Проводится активная работа и по привлечению к данной форме сдачи отчетности индивидуальных предпринимателей. Удельный вес предпринимателей, представляющих отчетность на магнитных носителях, только за четвертый квартал 2003 года увеличился вдвое и составил 40 процентов.

Особое внимание Управлением и налоговыми органами области уделяется внедрению и развитию способа представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

С 1 июля 2003 года все инспекции области подключены к системе представления отчетности по ТКС. Теперь каждый налогоплательщик вне зависимости от своего нахождения – город это или сельский район - имеет возможность реализовать свое право представлять отчетность в электронном виде через Интернет. Таким образом, осуществлена важная составная часть комплекса услуг налогоплательщикам со стороны налоговых органов.

В течение второго полугодия 2003 года эта перспективная форма представления отчетности динамично развивалась: на 1 января 2004 года договоры с оператором связи заключили более полутора тысяч налогоплательщиков, передачу отчетности бесконтактным способом осуществили около 900 из них.

В 2003 году в области работал один специализированный оператор связи – ФГУП НТЦ «Атлас» (в лице Краснодарского филиала), с которым Управление МНС России по Ростовской области заключило соответствующий Договор. Учитывая многочисленные пожелания налогоплательщиков, которые хотели бы иметь возможность выбора специализированного оператора связи, была проведена работа по изучению ситуации на рынке данных услуг и поиску организаций, способных стать нашими партнерами. Управление остановило свой выбор на ростовской организации ЗАО «Кордон». В январе текущего года заключен договор с этой организацией, ставшей вторым специализированным оператором связи в области.

Фото на память – с победителями областного конкурса бухгалтеров

Сегодня происходят реальные сдвиги в сторону устранения процедур, создающих условия для нарушения профессиональной этики, порождающих коррупцию. Донские налоговики, как никогда, готовы и открыты для диалога и сотрудничества. Растет, хоть и медленно, правовая культура налогоплательщика. Не за горами такая ситуация, когда плательщик и инспектор станут партнерами и их в равной мере будет заботить пополнение бюджета страны.

Проводимая модернизация создает необходимые условия и предпосылки для успешного решения основных задач налоговых органов, направленных на увеличение поступления средств в бюджеты всех уровней.

Налоговым органам Ростовской области по плечу самые сложные и ответственные задачи. Налоговики делают все возможное (а порой и невозможное!), чтобы не скудела казна региона и страны, чтобы успешно решались проблемы в социальной сфере.

Налоговой службе на Дону идет четырнадцатый год. Смогло ли наше общество за этот период уяснить, что налоги - это та разумная цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном мире? Скоро ли наступит день, когда все граждане заплатят налоги без напоминания?

На эти вопросы и сегодня нелегко ответить со стопроцентной уверенностью положительно. И все же, несомненно, за время, минувшее с 1990 года, характер отношений налогового инспектора и налогоплательщика изменился к лучшему, стал более цивилизованным. Изменились люди, стали мудрее, опытнее. Более адекватной и понятной всем стала система налогообложения в целом.

Процесс развития налоговой системы не останавливается ни на один день. Перелистывая страницы недавней истории, мы еще и еще раз убеждаемся, что все эти годы для налоговых органов области были нелегким временем постоянного развития. Как бы трудно ни приходилось, служба крепла, ее кадры учились собирать налоги так, как это делает весь цивилизованный мир.