ENG

Процедура урегулирования налоговых споров в досудебном порядке происходит без участия лица, подавшего жалобу

Дата публикации: 18.12.2013 17:08 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

с 1 января 2014 года вводится обязательное досудебное урегулирование всех налоговых споров и в этой связи в Управление поступает большое количество вопросов от налогоплательщиков. Один из самых часто задаваемых – имеет ли право налогоплательщик  участвовать в процедуре рассмотрения  жалобы?
 
В настоящий момент складывается практика, когда при направлении жалобы  в УФНС России по Ростовской области, налогоплательщики представляют ходатайства о рассмотрении жалобы в присутствии (при участии) заявителя или его представителя.
 
Cогласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 № 4292/10, порядок рассмотрения жалобы на акты налогового органа, действия или бездействие его должностного лица предусмотрен главой 20 Налогового кодекса РФ, однако обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы в данной главе не предусмотрена.
 
Положения статьи 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы 20 НК РФ возможность подобного применения не следует.
 
Об отсутствии правомочия у заявителя  участвовать при рассмотрении жалобы свидетельствуют и положения пункта 2 статьи 140 НК РФ. Согласно им  вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы подавшего жалобу лица, а также дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу.