ENG

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Отношения в области применения электронной подписи регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Федеральный закон № 63 - ФЗ).

Федеральным законом № 63 - ФЗ определяются понятие электронной подписи и ее виды: простая, усиленные неквалифицированная и квалифицированная электронные подписи.

Особенности применения и конкретные виды электронных подписей при взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (Налоговый кодекс).

Список аккредитованных удостоверяющих центров

 

При электронном взаимодействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с налоговыми органами применяется квалифицированная электронная подпись. Получить квалифицированную электронную подпись можно в аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ). С перечнем АУЦ можно ознакомиться на портале Минцифры России.

При электронном взаимодействии физических лиц с налоговыми органами может применяться неквалифицированная электронная подпись,
которую получают в интерактивном сервисе ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица» (https://lkfl2.nalog.ru/lkfl/login).

Вид электронной подписи, применяемой в рамках взаимоотношений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц между собой могут определяться соглашениями между участниками электронного взаимодействия, таким образом может применяться как простая электронная подпись, так и усиленная неквалифицированная. При использовании усиленной квалифицированной электронной подписи, заключение соглашений не требуется.

Обращаем внимание, что в Федеральный закон № 63 - ФЗ внесены значимые изменения (Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ), часть которых вступает в силу с 01.01.2022. Ознакомиться с ними более подробно возможно в разделе Основные изменения в области применения электронной подписи.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

Федеральным законом от 27.12.2019 № 476 – ФЗ вносятся значительные изменения в области регулирования применения электронной подписи:

  • С 1 января 2022 года:
  • Электронная подпись ЮЛ/ИП выдается только для представителя ЮЛ/ИП, имеющего право на выполнение действий от такого ЮЛ/ИП
    без доверенности (руководитель). Сотрудники ЮЛ/ИП должны использовать электронную подпись физического лица на основании машиночитаемой доверенности, подписанной электронной подписью руководителя;
  • Электронные подписи ЮЛ/ИП начинают выдаваться удостоверяющим центром ФНС России, за исключением организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ. Такие ЮЛ/ИП будут обслуживаться в удостоверяющем центре Банка России. Для должностных лиц государственных органов электронные подписи будут выдаваться удостоверяющим центром Федерального казначейства.
  • Помимо указанных изменений, также определены отдельные сроки действия электронных подписей, выданных удостоверяющими центрами до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2020 № 476-ФЗ и сроки действия аккредитации удостоверяющих центров (не более чем до 1 января 2022).
  • Удостоверяющие центры, не прошедшие переаккредитацию по новым правилам, вправе выдавать электронные подписи со сроком действия не более, чем до 1 июля 2021 года.