ENG

ККТ в зоне особого внимания!

66 Свердловская область

Дата публикации: 19.02.2014

Издание: Я бухгалтер
Тема: Об исполнении законодательства о применении контрольно-кассовой техники
Источник:  http://kontur.ru/press/ya-buhgalter-r66

Контрольно-кассовая техника — неотъемлемая часть деятельности любого предприятия малого и среднего бизнеса, любой организации, работающей в сферах розничной торговли и оказания услуг населению. Как соблюдается законодательство в части применения ККТ в Свердловской области, и какие изменения ожидают владельцев ККТ в наступившем году, рассказывает главный государственный налоговый инспектор УФНС России по Свердловской области Виктор БАЧУРИН.
 
Готовимся к проверкам!
Налоговые органы регулярно проводят проверки налогоплательщиков в рамках контроля над выполнением правил эксплуатации ККТ. Поскольку мы не нацелены на безрезультатную работу, то заранее, основываясь на данных огромного информационного ресурса, выявляем предполагаемого нарушителя по ряду признаков. И как правило, проверка подтверждает нашу гипотезу. Например, за 2013 год налоговыми органами Свердловской области выполнена 2951 проверка, в том числе, 2570 — по применению ККТ и 381 — по полноте учета выручки денежных средств. В результате этих проверок установлены нарушения в 2334 случаях, из них 2141 — неприменение ККТ, а 219 — нарушение порядка работы с денежной наличностью. И хочу отметить, что среди правонарушителей, не применяющих ККТ, 1815 индивидуальных предпринимателей и 326 организаций.
 
Кроме того, за прошлый год в регионе было проведено 199 проверок специальных банковских счетов и выявлено 178 нарушений. Субъекты, ведущие деятельность по приему платежей и деятельность по переводу электронных денежных средств, обязаны использовать спецсчета. А платежные терминалы, задействованные в этих двух процессах, должны быть оборудованы ККТ.
Это новое направление, соответствующие законы были приняты относительно недавно. Так, Федеральный закон от 27 июня 2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» начал действовать в конце 2011 года, а ряд положений Федерального закона от 3 июня 2009 г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» вступили в силу только с 1 января 2014. До определенного периода времени эта сфера вообще никакими нормативными документами не регулировалась.
 
Особенность специального банковского счета в том, что по нему не могут проходить никакие иные денежные средства, кроме тех, что поступают в рамках текущей деятельности в соответствии с законом №103-ФЗ или №161-ФЗ. Если субъект предпринимательства совмещает деятельности по приему платежей физических лиц и по переводу электронных денежных средств, то он должен применять два отдельных спецсчета.
 
Таким образом, государство контролирует прозрачность денежных потоков и борется с теневой сферой экономики и легализацией денежных средств, полученных преступных путем.
После того, как налоговые органы устанавливают факт совершения административного правонарушения, начальник или заместитель начальника налоговой инспекции выносит постановление о привлечении виновного лица к административной ответственности и вносит соответствующим организациям, ИП и должностным лицам представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. И в дальнейшем налоговый орган обязан проконтролировать, как выполнено представление. Наша задача не наложить штраф, а предпринять все меры для устранения нарушений. Хотя могу отметить, что за прошлый год мы предъявили штрафных санкций на сумму почти в 13 миллионов рублей.
 
Обновляем технику!
Помимо этого момента, Федеральный закон №103-ФЗ устанавливает свои требования к применению ККТ, в рамках которых до 1 января 2014 года в платежном терминале могла быть применена любая зарегистрированная в налоговой инспекции ККТ. Теперь если после 1 января 2014 года субъект предпринимательства будет применять ККТ, не соответствующую требованиям закона, он будет попадать под ответственность статьи 14.5, части 2, КоАП РФ.
 
Что касается моделей ККТ, разрешенных к использованию, то сегодня из центрального аппарата к нам поступил уже четвертый обновленный список. Производители ККТ не стоят на месте, и они устраняют какие-то свои недостатки, несоответствие закону и вносят эти изменения в государственный реестр ККТ. Сегодня требованиям закона соответствует и внесено в госреестр ККТ 36 моделей.
Следим за новостями!
 
В мае 2014 года вступают в силу изменения в Федеральный закон №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части применения ККТ в платежных терминалах. Ранее в документе было прописано, что ККТ должна быть «в составе платежного терминала». Этой формулировкой часто пользовались недобросовестные налогоплательщики, устанавливая одну контрольно-кассовую машину в платежном терминале и присоединяя к нему через интернет еще несколько терминалов без ККТ. Получалось так, что кассовые чеки, которые распечатывал тот или иной терминал из созданной сети, содержали все необходимые реквизиты ККТ, но по факту, контрольно-кассовая машина была только одна.
 
Теперь законодатель прописал конкретно: ККТ должна быть внутри каждого платежного терминала.
По этому вопросу в нашем регионе в свое время сложилась положительная арбитражная практика. Мы смогли убедить Арбитражный суд Свердловской области в правомерности наших действий по привлечению тех лиц, которые используют такого рода схемы. А в других регионах России судебная практика может быть совершенно иной, поэтому для них это законодательно прописанное нововведение будет особенно полезным.

 
В Управлении ФНС России по Свердловской области создана мобильная оперативная группа, в состав которой входят как представители налогового управления, так и территориальных налоговых органов. Руководство управления выписывает поручение на проведение тех или иных мероприятий, и опергруппа выезжает на объекты. Под особый контроль взяты объекты массовой торговли, торговые центры, розничные рынки. Наработанные материалы мобильной оперативной группы направляются для дальнейшей реализации в инспекцию по месту осуществления этих субъектов предпринимательской деятельности.