ENG

Налоговая политика и практика: о ключевых проектах по администрированию налогообложения имущества за последние годы

Дата публикации: 12.11.2020 09:30

Начальник Управления налогообложения имущества ФНС России Алексей Лащёнов рассказал журналу «Налоговая политика и практика» о глобальных проектах, повлиявших на администрирование налогообложения имущества за новейшую историю налоговых органов.

Первым из них стала информационно-техническая модернизация. Она упростила ежегодную обработку и хранение сведений о 127 млн объектах налогооблагаемого имущества, принадлежащих 69 млн налогоплательщиков. В последние годы изменился и подход к информационному взаимодействию с основными поставщиками сведений: органами, регистрирующими объекты недвижимости (Росреестр), транспортные средства (МВД России, МЧС России, Росавиация и т.п.), осуществляющими госземнадзор (Россельхознадзор), учитывающими социальные льготы (ПФР, органы соцзащиты населения), формирующими ежегодные перечни дорогостоящих автомобилей (Минпромторг России). С большинством из них налоговики перешли на обмен по СМЭВ, а с отдельными ведомствами – на централизованный электронный обмен федерального уровня.

С 2015 года начался переход на автоматизированную информационную систему нового поколения АИС «Налог-3». Ее применение позволило формировать и направлять гражданам сводные налоговые уведомления. В такое уведомление включаются все налоговые платежи по всем объектам налогообложения, принадлежащим физлицу. Ранее уведомления рассылались из каждой налоговой инспекции по месту учета объектов. Причем в ряде случаев затраты на формирование и рассылку превышали объем налоговых поступлений по таким уведомлениям.

Еще одно важное изменение – переход к налогообложению недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости. Эта реформа длилась 15 лет. Первые изменения, касающиеся налогообложения земельных участков, внесены в НК РФ в 2004 году. Для их реализации в стране был создан автоматизированный государственный кадастр недвижимости, проведен кадастровый учет и инвентаризация сведений о земельных участках – потенциальных объектах налогообложения, а также выполнена государственная кадастровая оценка земель, результаты которой переданы налоговым органам.

Аналогичная работа по реализации поправок в главы 30 и 32 НК РФ проведена для объектов капитального строительства физических лиц и организаций. С 2014 по 2019 гг. регионы РФ принимали решения об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по кадастровой стоимости. С 2015 года количество налогооблагаемых объектов недвижимости выросло более чем на 20%. Одним из факторов стало вовлечение в налоговый оборот строений, права на которые зарегистрированы в «упрощенном» порядке - без технической инвентаризации и определения инвентаризационной стоимости.

Кроме того, налоговыми органами были внедрены современные механизмы клиентоориентированного бесконтактного взаимодействия с владельцами налогооблагаемого имущества. В первую очередь, речь идет о сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Сегодня через него направляется 19,1 млн налоговых уведомлений (27,5% от общего количества).

С этого года Налоговая служба реализует новые проекты по оптимизации налоговой отчётности для организаций и проактивному порядку предоставления налоговых льгот для физлиц.

Подробности читайте в статье Алексея Лащёнова «30 лет спустя: менять нельзя оставлять. Или как повысить эффективность налогообложения имущества», журнал «Налоговая политика и практика» № 11/2020.