77 город Москва
Дата публикации: 30.01.2013
Издание: Спутник Главбуха
Тема: Портрет инспекции
Источник: 
В этот раз давайте знакомиться с одной из самых непростых инспекций - ФНС № 31 по г. Москве. Эта налоговая не имеет своего здания и расположена сразу в нескольких жилых домах, при этом обслуживает огромное количество налогоплательщиков. Но, несмотря на отдельные неудобства, входит в пятерку лучших инспекций города. В чем секрет ИФНС, разбиралась обозреватель Наталия ЛУКИНА.
Перед поездкой в инспекцию, я договорилась о встрече с ее руководителем — Еленой Игоревной Анисимовой. Условились на 10:00, но я решила приехать немного пораньше, чтобы самостоятельно оглядеться и составить первое впечатление. Однако осмотреть всю налоговую не получилось. У инспекции нет собственного здания. Она занимает первые этажи в трех жилых домах на улице Молодогвардейская и один этаж в доме на Рублевском шоссе. Поэтому я успела посмотреть лишь операционный зал. Единственный, совсем небольшой оперзал находится в доме по ул. Молодогвардейская, 21, корп.1. Электронной очереди нет, но наплыва посетителей тоже не было, так что никаких неудобств посетители не испытывали. На детальный осмотр не осталось времени — на часах было 9:55. И я поспешила в дом 23, корп.1 на встречу.
Главное — не удобный оперзал, а отношение к налогоплательщикам
Елена Игоревна, руководитель инспекции, уже ждала меня в своем кабинете. Она рассказала, что в инспекции зарегистрировано около 570 000 граждан и порядка 30 000 компаний. Так как оперзал маленький, в нем работают только с представителями компаний. Граждан принимают на улице Молодогвардейская, 27, корп.1. Там же проходят декларационные компании и Дни открытых дверей. По словам Елены Игоревны, в последнее время граждане-арендодатели активно берут патент. Для многих это выгодная система — в независимости от полученных доходов, люди платят фиксированный платеж и на этом общение с налоговой у них заканчивается.
— На конференции УФНС по Москве я узнала, что ваша инспекция первая в городе стала
собирать информацию об арендодателях-должниках. Это правда? — поинтересовалась я.
— Это действительно так. Мы тестировали пилотный проект по легализации доходов, которые граждане получили от сдачи жилья в аренду. Все знают, что в столице квартир сдают много, однако налоги платят далеко не все.
— В чем заключается суть проекта?
— В опорный пункт милиции стекаются сведения о недвижимости, сдающейся в аренду. Сигналы поступают от соседей, старших по подъездам, участковых… Правоохранительные органы проверяют всю эту информацию, получают договоры у нанимателей, расписки и все данные вносят в единую базу. Основными пользователями этой базы являемся мы. Если
сотрудники налоговой видят, что кто-то сдает квартиру, но не платит в бюджет, то его приглашают заполнить декларацию и, естественно, заплатить налоги. Эта система сейчас работает по всей Москве, но первыми, кто испытал ее, были мы.
— Елена Игоревна, я обратила внимание, что у вас в операционном зале нет, как в большинстве других инспекций, электронной очереди. С чем это связанно и когда же налоговики начнут принимать посетителей по талончикам?
— В этом здании никогда. Вы сами видели, наши сотрудники ведут прием не только в этом зале, но и в других зданиях. Так что устанавливать систему электронной очереди лишь в одном месте не имеет смысла. А устанавливать ее везде — слишком затратно. Но в будущем все изменится. В ближайшие три года инспекция переедет в собственное здание. Все отделы будут находиться в одном месте, мы устроим большой удобный оперзал. Вот тогда, конечно, появится и электронная очередь. И другое современное оборудование, которое позволит нам лучше обслуживать налогоплательщиков.
— То есть сейчас качество все-таки хромает?
— Нет, несмотря на отсутствие удобных помещений, жалоб на нас поступает немного. Мое глубокое убеждение, что первоочередное — это отношение к налогоплательщикам. Когда инспектор с улыбкой ответит на все вопросы, человек, решив свою проблему, уйдет из налоговой удовлетворенный. И метраж операционного зала его не будет интересовать совершенно.
Налогоплательщиков надо любить
Улыбающийся налоговик — событие уже не экстраординарное, но все же еще не ставшее в нашей стране нормой. Интересно, как руководство ИФНС № 31мотивирует своих инспекторов, чтобы они были такими приветливыми? Этот вопрос я адресовала Елене Игоревне.
— Никакого секрета нет. В инспекции регулярно проходит аттестация на соответствие занимаемой должности. Помимо этого наших сотрудников мы регулярно направляем на повышение квалификации, на различные курсы. К тому же я лично беседую с каждым человеком как при приеме на работу, так и при повышении. Поэтому случайных людей у нас тут не бывает.
— Зачем вы лично проводите собеседование, разве кадры с этой задачей справиться не могут?
— Могут, но мне важно понять, к чему сотрудник склонен. Ведь, если человек не умеет работать с людьми, то его нельзя направить в оперзал - будет конфликт. А у специалиста, склонного к аналитике, любящего и умеющего работать с бумагами, отобрать кабинет — это смерти подобно. Так что перед приемом на работу у нас каждый проходит некое подобие психологического тестирования. Без этого никак. Налогоплательщиков надо любить, поэтому общаться с ними должны те, кто это умеет и делает с удовольствием. Всем, кто работает в оперзале, я говорю, вы — наше лицо. Вы должны быть аккуратно причесаны, не вызывающе одеты и, главное, быть профессионалами в любой ситуации.
Коллектив сплачивает и благотворительность. На протяжении нескольких лет налоговики дружат с воспитанниками подшефного детского дома № 48. Каждую среду и воскресенье сотрудники разных отделов посещают ребятишек: помогают всем, чем могут, и материально, и морально. Также налоговики стараются помочь подопечным определиться, чем они могут заниматься, когда вырастут. Для этого рассказывают о своей службе, профессии, почему их работа важна. Приглашают ребят к себе в гости в инспекцию.
Принцип работы с компаниями — от количества к качеству
С компаниями инспекция работает точечно. Это следует из внутреннего отчета, с которым я ознакомилась перед визитом в ИФНС. Если раньше налоговики старались охватить выездными проверками максимальное количество налогоплательщиков, то теперь работает принцип «лучше меньше, но лучше». От количество ушли к качеству. Проверок стало меньше, но при этом суммы, доначисленные в результате контрольных мероприятий, по сравнению с прошлым годом выросли втрое.
— Прежде чем мы придем в организацию с выездной проверкой, будет проанализирована вся имеющаяся информация, — объяснила Елена Игоревна. — И если мы к плательщику пришли, — значит, мы знаем, что и где искать. По сути, вся доказательная база уже собрана, осталось только оформить нарушение.
— По вашим наблюдениям бухгалтеры стали меньше допускать ошибок?
— Конечно. Естественно, бухгалтеры стали более грамотными. Например, у крупных компаний в декларациях сейчас вообще не встречается ошибок. И благодаря этому у нас нет претензий к организациям. В налоговую службу я пришла в 1991 году. Что тогда мог бухгалтер? Он мог посчитать 13 процентов от заработной платы и заполнить налоговую декларацию, состоявшую из одного листа. А возьмите современную декларацию по налогу на прибыль - там надо заполнить как минимум листов 20, не беря в расчет всякие приложения. И если раньше главбуху нужно было знать только бухгалтерский учет — проводки по счетам, то теперь он должен четко знать и налоговый учет. Это требует соответствующих знаний не только в экономике, но и в юриспруденции.
Справочная информация по ИФНС № 31 по г. Москве
Руководитель инспекции — Анисимова Елена Игоревна.
Телефоны отделов:
отдел по работе с налогоплательщиками № 1 — (495) 417-87-03;
отдел по работе с налогоплательщиками № 2 — (495) 417-86-04, 417-84-94;
отдел камеральных проверок № 1 — (495) 417-14-58, 417-87-05;
отдел камеральных проверок № 2 — (495) 417-23-85, 416-05-19;
отдел камеральных проверок № 3 — (499) 141-62-03;
отдел камеральных проверок № 4 — (495) 416-05-18, 417-20-08, (499) 141-32-03;
отдел оперативного контроля (ККТ) — (495) 415-94-15, 415-94-24;
отдел выездных проверок № 1 — (495) 415-94-55, 415-94-85;
отдел выездных проверок № 2 — (495) 415-94-65, 415-95-24;
отдел выездных проверок № 3 — (495) 415-94-25.
Юридический адрес:
121351, г. Москва, ул. Молодогвардейская, 23,корп.1.
Фактический адрес:
г. Москва, ул. Молодогвардейская, 23, корп.1 г. Москва, ул. Молодогвардейская, 21, корп.1 (операционный зал окна 1-10) г. Москва, ул. Молодогвардейская, 27, корп.1 г. Москва, Рублевское шоссе,14, к.3.
ИФНС России № 31 по г. Москве
Далее оценки (по десятибалльной шкале), которые, по мнению бухгалтеров, заслуживает эта налоговая.
Удобство расположения: 8
«От метро «Молодежная» до инспекции можно пройти дворами. Идти недолго - минут 10. Или же можно доехать на автобусе от станции метро «Кунцевская»».
Комфортность операционного зала: 7
«Зал небольшой. Но так как людей одновременно много не бывает, это не вызывает дискомфорта»
Наличие нужной информации: 10
«Информации на стендах много, объявления обновляют часто. Никаких устаревших данных обычно не висит»
Квалификация сотрудников: 10
«Сотрудники замечательные. Всегда подскажут, где ошиблась, как исправить. Никогда не покажут, что устали объяснять одно и то же по сотому разу. Всегда давали грамотные советы»
Отношение к налогоплательщикам: 10
«Замечательное! И по телефону вежливо отвечают, и при личной беседе. Никаких раздражительных ноток, все очень корректно и профессионально».
Суммарный результат: 45 баллов из 50 возможных