ENG

Национальная система прослеживаемости импортных товаров

Система прослеживаемости товаров

^К началу страницы

Заключенное в г. Нур-Султане 29.05.2019 Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – Соглашение), вступило в силу 3 февраля 2021 года.

Соглашение предусматривает создание двух сегментов системы:

  • внешнего сегмента прослеживаемости (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами-членами ЕАЭС прослеживаемого товара.
  • национального сегмента прослеживаемости (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС. Система прослеживаемости будет распространяться на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, будет утверждаться Евразийской экономической комиссией и Правительством Российской Федерации.

Соглашение о механизме прослеживаемости ратифицировано федеральным Законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» и направлена нота о завершении процедуры ратификации Соглашения в Евразийскую экономическую комиссию.

Цели разработки и внедрения системы прослеживаемости:

  • исполнение международных обязательств;
  • подтверждение законности оборота товаров в Евразийском экономическом союзе;
  • предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации контрафактной продукции;
  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
  • сокращение серого импорта.

В целях реализации Соглашения ФНС России разрабатывает национальную систему прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Принципы национальной системы прослеживаемости:

  • исключение дублирования бизнес процессов налогоплательщиков;
  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар, фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
  • требования распространяются на всех Участников оборота

Указанные принципы легли в основу проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров».

 В соответствии со статьей 2 Закона № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» – налогоплательщики при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны выставлять в электронной форме счета-фактуры, в том числе корректировочные, содержащие регистрационный номер партии товара, количественную единицу измерения товара, используемую в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости, и обеспечить получение таких счет-фактур при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости.

Таким образом, исполнение норм, установленных Законом № 371-ФЗ, непосредственно связано с наличием утвержденных постановлений Правительства Российской Федерации.

Разработанные проекты постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров», «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации» в настоящее время не утверждены.

Учитывая изложенное, национальная система прослеживаемости вступит в силу с момента утверждения требуемых постановлений Правительства Российской Федерации.

Ожидаемый срок вступления в силу мер ответственности – 01.07.2022.

Нормативно-правовое обеспечение

^К началу страницы

Проекты форм, форматов, документов, разрабатываемых для целей прослеживаемости

^К началу страницы

Уведомления о ввозе

Проекты форм Проекты форматов Порядок заполнения

Уведомления о перемещении

Проекты форм Проекты форматов Порядок заполнения

Уведомления об остатках

Проекты форм Проекты форматов Порядок заполнения

Отчет об операциях

Проекты форм Проекты форматов Порядок заполнения

Часто задаваемые вопросы

^К началу страницы

О введении на территории Российской Федерации с 1 июля 2021 года национальной системы прослеживаемости товаров

По вопросу представления уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее – Уведомление об остатках), в отношении товаров, имеющихся в собственности у юридического лица (индивидуального предпринимателя), используемых в качестве средств производства, для собственных нужд и учитываемых на бухгалтерском балансе в качестве основных средств, либо являющихся малоценным имуществом и впоследствии списываемых на затраты.

Понятийный аппарат, применяемый в рамках национальной системы прослеживаемости товаров, закреплен в проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров» (далее – Проект постановления), который в настоящее время проходит процедуру утверждения.

Для целей национальной системы прослеживаемости товаров под «товаром, подлежащим прослеживаемости» понимается имущество, находящееся в собственности участника оборота товаров,  соответствующее поименованным в Перечне товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации (далее – Перечень товаров), кодам вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которого осуществляется прослеживаемость.

Таким образом, имущество, находящееся в собственности налогоплательщика соответствующее кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, указанным в Перечне товаров, подлежит прослеживаемости, в том числе и используемое в качестве средств производства (переведено из состава товара в состав основных средств), малоценное имущество, используемое в основной деятельности.

В соответствии с пунктом 2.3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.11.2021 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 28 Проекта постановления для присвоения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее – РНПТ), на имеющиеся у юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) остатки товаров, подлежащих прослеживаемости, юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в ФНС России в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота направляется уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее – Уведомление об остатках).

Уведомление об остатках заполняется на основании первичного документа, например, инвентаризационной описи либо бухгалтерской справки.

Уведомление об остатках составляется отдельно по каждому коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товара, подлежащего прослеживаемости.

В ответ на Уведомление об остатках ФНС России не позднее следующего календарного дня с даты получения Уведомления об остатках направляет по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию с присвоенным РНПТ.

В случае наличия у собственника товара, подлежащего прослеживаемости, номера декларации на товары, оформленной на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации в период с 01.01.2018 по 01.07.2021, в Уведомлении об остатках возможно указание РНПТ, сформированного самостоятельно из номера декларации на товары и порядкового номера товара в ней. В ответ на Уведомление об остатках, в котором указан самостоятельно сформированный РНПТ, ФНС России, в случае действительности и правильности номера декларации на товары и порядкового номера товара в ней, направит по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию с РНПТ, самостоятельно сформированным собственником таких товаров.

РНПТ, полученный в ответ на Уведомление об остатках при последующей реализации товара, подлежащего прослеживаемости, подлежит отражению в электронных счет-фактурах (универсальных передаточных документах), сведения из которых включаются налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость либо в ежеквартальный отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 169 Кодекса при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в счете-фактуре подлежат указанию реквизиты прослеживаемости (РНПТ, количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (далее – реквизиты прослеживаемости)).

Учитывая вышеизложенное, до осуществления операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (например, продажа, безвозмездная передача, утилизация), необходимо представить уведомление об остатках для присвоения РНПТ.

Срок представления Уведомления об остатках не ограничен.

По вопросу объединения товаров в набор (комплект), например, включение монитора в состав автоматизированного рабочего места (далее – АРМ), данное включение товара в набор (комплект) не является основанием для прекращения прослеживаемости таких товаров, поскольку не происходит переработки товаров, изменения его первоначальных физических характеристик, товар не становится неотъемлемой частью другого имущества.

При последующей реализации АРМ, поскольку в состав набора (комплекта) входит товар, подлежащий прослеживаемости, счет-фактура или универсальный передаточный документ подлежит формированию в электронной форме. При этом в новых графах счета-фактуры, содержащих реквизиты прослеживаемости, подлежат отражению реквизиты прослеживаемости по каждому товару, подлежащему прослеживаемости, включенному в набор (комплект), в подстроках к строке с набором (комплектом).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и Межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

О сроках вступления в силу проектов нормативно-правовых актов, подготовленных в связи с введением на территории Российской Федерации национальной системы прослеживаемости товаров

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Закон № 371-ФЗ) налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях, порядке и в отношении перечня товаров, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона № 371-ФЗ – налогоплательщики при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны выставлять в электронной форме счета-фактуры, в том числе корректировочные, содержащие регистрационный номер партии товара, количественную единицу измерения товара, используемую в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости, и обеспечить получение таких счет-фактур при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости.

Таким образом, исполнение норм, установленных Законом № 371-ФЗ, непосредственно связано с наличием утвержденных постановлений Правительства Российской Федерации.

Разработанные проекты постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров», «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации» (далее – Правила) в настоящее время не утверждены.

Учитывая изложенное, до вступления в силу Правил у налогоплательщиков, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, отсутствует обязанность по исполнению соответствующих норм, установленных Законом № 371-ФЗ.

Дополнительно Федеральная налоговая служба информирует, что в рамках переходного периода (не менее 1 года), необходимого для адаптации программного обеспечения, не устанавливаются нормы, предусматривающие ответственность налогоплательщиков за нарушения Закона № 371-ФЗ и Правил.

Также ФНС России информирует, что реализация прав налогоплательщиков на применение налоговых вычетов по НДС и расходов в целях исчисления налога на прибыль и налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не зависит от условия соблюдения Правил и норм Закона     № 371-ФЗ и не препятствует осуществлению операций с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам и Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

На кого будут распространяться система прослеживаемости товаров? Какие товары подлежат прослеживаемости?

Участие в эксперименте добровольное, в нем могут принять участие налогоплательщики, совершающие операции (импорт, реализация, приобретение, реализация в розницу и т.д.) с товарами, подлежащими прослеживаемости, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2019 № 807 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 № 913).

Предполагается, что указанный перечень товаров (за исключением сушильных машин) будет прослеживаться с 01.07.2021 уже в рамках обязательных требований Федерального закона.

Когда вступит в силу система прослеживаемости?

В соответствии со статьей 2 Закона № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» – налогоплательщики при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны выставлять в электронной форме счета-фактуры, в том числе корректировочные, содержащие регистрационный номер партии товара, количественную единицу измерения товара, используемую в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости, и обеспечить получение таких счет-фактур при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости.

Таким образом, исполнение норм, установленных Законом № 371-ФЗ, непосредственно связано с наличием утвержденных постановлений Правительства Российской Федерации.

Разработанные проекты постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров», «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации» в настоящее время не утверждены.

Учитывая изложенное, национальная система прослеживаемости вступит в силу с момента утверждения требуемых постановлений Правительства Российской Федерации.

Не будет ли создаваемая система дублировать систему маркировки?
Маркировка и прослеживаемость схожи по своим целям, но в части реализации они имеют отличия, вот некоторые из них:
  • система маркировки базируется на физической маркировке, а система прослеживаемости на документарной идентификации товаров;
  • система маркировки прослеживает каждый товар в частности, а система прослеживаемости товарные партии;
  • система маркировки требует изменения складской логистики, а система прослеживаемости не требует.
Для чего необходима форма уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств-членов ЕАЭС, если уже существуют похожие формы:
а) статистическая форма учета перемещения товаров;
б) заявление о ввозе товаров и об уплате косвенных налогов.

Приведенные документы используются для различных целей контролирующих органов, отличных от прослеживаемости, как по срокам предоставления, так и реквизитному составу.

Заявление о ввозе является документом, оформляемым при импорте товаров с территории государств-членов Евразийского экономического союза для неплательщиков НДС.

Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств-членов ЕАЭС – это временное решение, до вступления в силу Соглашения, которое позволит обеспечить целостность национальной системы, путем присвоения ввозимым товарам РНПТ.

Когда Соглашение вступит в силу РНПТ будет передаваться налогоплательщиком экспортером из государства – члена ЕАЭС. Поменяется ли печатная форма счета-фактуры в связи с прослеживаемостью?

Нет. Расширяется только реквизитный состав формат электронного счета-фактуры, который дополнится новыми показателями для целей с прослеживаемости.

Нужно ли отражать прослеживаемый товар в отдельном счете-фактуре?

Нет, в счете-фактуре могут быть указаны как прослеживаемые, так и не прослеживаемые товары.

Что будет со счетами-фактурами, полученными до 1 июля 2021 года, в которых указаны прослеживаемые товары? Если эти счета-фактуры еще не попали в книгу покупок, то как эти документы должны попасть в книгу покупок? Как обычно, без номеров РНПТ?

Данные счета-фактуры включаются в декларацию в обычном порядке. Указывать РНПТ в счетах-фактурах в обязательном порядке нужно после вступления в силу основных положений законопроекта, то есть, начиная с 1 июля 2021 года.

Счета-фактуры до 1 января 2021 года не должны выставляться с РНПТ. Поэтому это не является нарушением.