ENG

Национальная система прослеживаемости импортных товаров

Система прослеживаемости товаров

^К началу страницы

Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза от 29.05.2019 (далее – Соглашение), вступило в силу 3 февраля 2021 года.

Соглашение предусматривает создание двух сегментов системы:

  • внешнего сегмента прослеживаемости (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами-членами ЕАЭС прослеживаемого товара.
  • национального сегмента прослеживаемости (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.

Соглашение о механизме прослеживаемости ратифицировано Федеральным Законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» и направлена нота о завершении процедуры ратификации Соглашения в Евразийскую экономическую комиссию.

Цели разработки и внедрения системы прослеживаемости:

  • исполнение международных обязательств;
  • подтверждение законности оборота товаров в Евразийском экономическом союзе;
  • предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации контрафактной продукции;
  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
  • сокращение серого импорта.

В целях реализации Соглашения ФНС России разработана национальная система прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Система прослеживаемости распространяется на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

 В соответствии со статьей 2 Закона № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» – налогоплательщики при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны выставлять в электронной форме счета-фактуры, в том числе корректировочные, содержащие регистрационный номер партии товара, количественную единицу измерения товара, используемую в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости, и обеспечить получение таких счетов-фактур при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости.

Принципы национальной системы прослеживаемости:

  • исключение дублирования бизнес процессов налогоплательщиков;
  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар, фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
  • требования распространяются на всех Участников оборота

Указанные принципы легли в основу постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» от 01.07.2021 № 1108 в соответствии с которым на территории Российской Федерации внедрена национальная система прослеживаемости импортных товаров.

В настоящее время, на территории Российской Федерации прослеживаемости подлежит перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 №1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости», в который вошли товары по восьми товарным группам в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Одновременно, Соглашением предусматривается утверждение Евразийской экономической комиссией отдельного перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, на всей территории Евразийского экономического союза.

В рамках реализуемого пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза в перечень прослеживаемых товаров вошли 11 кодов ТН ВЭД ЕАЭС по товарной позиции холодильники и морозильники бытового назначения.

Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с регулированием операций с товарами, подлежащими прослеживаемости».

Ожидаемый срок вступления в силу мер ответственности – 01.01.2026.

Нормативно-правовое обеспечение

^К началу страницы

Часто задаваемые вопросы

^К началу страницы

Из перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, исключены бытовые холодильники, произведенные на территории Республики Беларусь и ввезенные на территорию Российской Федерации, каковы действия участников оборота таких товаров

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2023 № 345 «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости», вступившего в силу 06.03.2023, товары, произведенные на территории Республики Беларусь и классифицируемые по кодам ТН ВЭД ЕАЭС: 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 100 0, 8418 21 510 0, 8418 21 590 0, 8418 21 910 0, 8418 21 990 0, 8418 30 200 1, 8418 30 800 1, 8418 40 200 1, 8418 40 800 1, не подлежат прослеживаемости на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 4 положения о Национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров», прослеживаемость товаров прекращается в случае исключения товаров из перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости».

В этой связи, остатки таких товаров автоматически исключены из национальной системы прослеживаемости.

При этом, если с указанными товарами в отчетный период до 06.03.2023 осуществлялись операции, то операции отражаются участниками оборота товаров, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость (далее – НД по НДС). В случае, если организация не является плательщиком НДС, то операции с товаром подлежат отражению в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее – Отчет).

При представлении уточненных НД по НДС, а также корректировочных Отчетов за отчетные периоды 2021-2022 года по операциям, совершенным с указанными товарами до 06.03.2023, участникам оборота необходимо указать реквизиты прослеживаемости.

В случае совершения операций с такими товарами после 06.03.2023 представление Отчета или указание реквизитов прослеживаемости в НД по НДС не требуется.

Также не требуется направлять корректировочные Отчеты по операциям с такими товарами, либо корректировочные уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства – члена ЕАЭС на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Когда начинает действовать национальная система прослеживаемости на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области?

Согласно статьям 15 Федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта -Донецкой Народной Республики», от 04.10.2022 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта -Луганской Народной Республики», от 04.10.2022 № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта -Запорожской области», от 04.10.2022 № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта -Херсонской области» законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на указанных территориях с 1 января 2023 года.

Исходя из вышесказанного, Национальная система прослеживаемостина территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской областдействует с 1 января 2023 года.

Как получить участникам оборота товаров, принятым в состав Российской Федерации регистрационный номер партии товаров?

В случае постановки на учет налогоплательщика с 01.01.2023 Уведомления об остатках представляются в отношении товаров находящихся в собственности по состоянию на дату постановки на учет налогоплательщика.

При этом, в случае если постановка на учет налогоплательщика осуществлена до 01.01.2023 такое уведомление формируется на основании сведений первичного учетного документа, оформленного по результатам инвентаризации (акт инвентаризации, инвентаризационная опись и т.д.) товаров, подлежащих прослеживаемости, либо иного первичного документа, отражающего сведения о наличии товара в собственности по состоянию на 01.01.2023.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом «г» пункта 13 Положение о национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры и универсальные передаточные документы, в том числе корректировочные счета-фактуры и универсальные корректировочные документы, выставляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При этом, в случае отсутствия технической возможности подключения электронного документооборота с контрагентом, выставляется бумажный счет-фактура либо универсальный передаточный документ, в котором в обязательном порядке отражаются реквизиты прослеживаемости, которые в последующем погружаются в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость либо отчет об операциях с товаром.

Подлежат ли прослеживаемоститовары российского производства?

В соответствии с пунктом 3 положения о национальной системе прослеживаемости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров», прослеживаемости подлежат товары, ввезенные на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и выпущенные в соответствии с таможенной процедурой выпуска «для внутреннего потребления».

Таким образом товары, подлежащие прослеживаемости, произведенные и реализованные на территории Российской Федерации (не ввезенные на территорию РФ) прослеживаемости не подлежат (Письмо ФНС России № ЕА-4-15/15524@ от 03.11.2021).

На основании ОКПД2 или ТН ВЭД ЕАЭС необходимо определять, относится ли товар к прослеживаемому?

В перечне товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости», в котором помимо кодов ТН ВЭД ЕАЭС, указаны коды ОКПД2 – для упрощения определения товаров, подлежащих прослеживаемости, налогоплательщиками, использующими коды ОКПД2 в учетных системах.

Коды ОКПД2 приведены по временным таблицам соответствия, которые размещены на официальном сайте Минэкономразвития.

Для упрощения идентификации прослеживаемых товаров участниками оборота размещен специальный сервис прослеживаемости (Письмо ФНС России № ЕА-4-15/16923@ от 06.12.2021).

Является ли замена в связи с моральным износом в комплекте товара, подлежащего прослеживаемости, случаем прекращения прослеживаемости?

Нет, не является поскольку в Положении о национальной системе прослеживаемости товаров установлен закрытый перечень случаев прекращения прослеживаемости, в связи с чем поломка или моральный износ, не является основанием прекращения прослеживаемости (Письмо ФНС России от 03.11.2021 № ЕА-4-15/15525@).

Является ли основанием прекращения прослеживаемости товара (монитора) при первичной сборке автоматизированного рабочего места (АРМ), в дальнейшем используемого только в комплексе, из приобретенных запчастей (монитора, мыши, клавиатуры, системного блока)?

Нет, не является операцией прекращения. Случаи объединения товаров в набор (комплект) не являются основанием для прекращения прослеживаемости таких товаров, поскольку отсутствует переработка, внесение изменений в его первоначальные физические характеристики, а так же товар не становится неотъемлемой частью другого товара (имущества) (Письмо ФНС России от 19.10.2021 № ЕА-4-15/14817@).

Как оформить возврат товара, подлежащего прослеживаемости, реализованного до 08.07.2021, которому после приобретения покупателем получен регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости?

В случае возврата товара покупателем продавец выставляет корректировочный счет-фактуру без указания реквизитов прослеживаемости, так как операция реализации осуществлена до 08.07.2021, то есть до момента начала действия национальной системы прослеживаемости товаров. Поскольку первичный счет-фактура выставлен без реквизитов прослеживаемости. Что касается покупателя, который на момент возврата получил РНПТ на всю партию товара, покупателю необходимо подать корректировочное Уведомление об остатках, в котором отражается количество товара за минусом возвращенного. Корректировочное Уведомление об остатках покупателю необходимо направить не позднее первого рабочего дня, следующего за датой возврата товара. (Письмо МИ ФНС по камеральному контролю от 08.04.2022 № 08-05/0369@).

Какие сроки предоставления документов по прослеживаемости товаров?

Уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в налоговый орган, в течение 5 рабочих дней с даты отгрузки таких товаров. Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в налоговый орган, в течение 5 рабочих дней с даты принятия таких товаров на учет. Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в налоговый орган не позднее дня совершения операций, поименованных в абзаце втором пункта 28 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров.

Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представляется в налоговый орган в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом), в котором совершены) операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Как оформляются операции при посреднической (агентской) деятельности?

В соответствии с подпунктом «д» и «е» пункта 13 Положения о национальной системе прослеживаемости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров», участники оборота товаров, являющиеся комиссионерами (агентами), действующими от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров) и осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах комитентов (принципалов), являющихся участниками оборота товаров, указанными в подпункте «г» указанного пункта, - оформляют универсальные передаточные документы, универсальные корректировочные документы при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости;

Оформляют универсальные передаточные документы в рамках договоров комиссии (агентских договоров) также:

  • участники оборота товаров, являющиеся комиссионерами (агентами), действующими от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров) и осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах комитентов (принципалов), после приобретения товаров, подлежащих прослеживаемости;
  • участники оборота товаров, являющиеся комитентами (принципалами), принявшими решение о реализации товара, подлежащего прослеживаемости, через комиссионера (агента), действующего от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров) и осуществляющего предпринимательскую деятельность в интересах комитентов (принципалов).

При формировании универсального передаточного документа в случаях, указанных в настоящем подпункте, универсальные передаточные документы должны содержать сведения об обстоятельствах формирования универсального передаточного документа (о реализации (приобретении товара, подлежащего прослеживаемости, через комиссионера (агента), действующего от своего имени).

Подробное описание оформления и отражения документов в отчетности представлены на слайдах, расположенных по ссылке https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/spt/upd_concept.pptx.

Планируется ли перенос сроков вступления в силу изменений в КоАП в части ответственности за нарушение положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров?

Срок вступления в силу законопроекта переносится на 01.01.2026.

Как подключиться к сервису проверки регистрационного номера партии товара по средствам OpenApi?

Сервис проверки регистрационного номера партии товара реализован с целью получения детальных сведений о товаре из деклараций на товары, на основании которой осуществлен его выпуск для внутреннего потребления или из уведомления о ввозе из евразийского экономического союза либо зарегистрированных остатках.

Получателю предоставляется доступ к Открытым API, путем выдачи мастер-токена. Доступ предоставляется по запросу в ФНС России на электронный почтовый адрес: fnstokenpros@tax.gov.ru.

Для получения мастер-токена необходимо предоставить следующие сведения:

  1. Наименование организации:
  2. ФИО: (Ответственного лица)
  3. Сайт:
  4. ИНН:
  5. IP адреса: (Указание IP-адреса без масок и диапазонов. Рекомендованное количество адресов - 10 шт.)
  6. Сервис Прослеживаемости, Асинхронный сервис отправки сообщений.  Методы:
  7. Рабочий электронный адрес (e-mail): (Ответственного лица)

С более подробной информацией можно ознакомиться в Инструкции по подключению сервиса проверки РНПТ к API по ссылке: rnpt_api_instr_format_v2_0.pdf