ENG

Справка о работе с обращениями граждан в Управлении ФНС России по Свердловской области и подведомственных инспекциях в 2020 году

Дата публикации: 19.01.2021 14:30

Количество обращений граждан, поступивших в налоговые органы Свердловской области в 2020 году, составило 212601 обращение или 115,5% к уровню 2020 года. С помощью Интернет-сервиса «Обратиться в ФНС России» было направлено 18417 обращений, а через Личные кабинеты налогоплательщика для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – 147294 обращения, что составило 137,4% к предыдущему отчетному периоду. Кроме того, 51 обращение из Личного кабинета было перенаправлено в инспекции области из МИ ФНС России по ЦОД № 2, а 100 обращений с сайта GOSUSLUGI.RU. В целом доля обращений граждан, направленных по электронным каналам связи в 2020 году, составила 78% или 165862 от общего числа поступивших обращений.

В Управление в 2020 году поступило 4711 обращений, в том числе в электронном виде 2374  документа (или 50,4% от общего числа), в том числе 1354 Интернет-обращения, 883 обращения из личных кабинетов, 100 обращений с сайта «GOSUSLUGI.ru» и 37 Интернет-обращений было перенаправлено на рассмотрение из МИ ФНС России по ЦОД № 2. Из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Управлением по работе с обращениями граждан Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской было направлено на рассмотрение 18 обращений граждан. По сравнению с 2020 годом количество поступивших обращений уменьшилось на 9 %, в том числе в электронном виде – на 8 процентов.

Большую часть обращений граждан в 2020 году составили вопросы исчисления и уплаты имущественных налогов (89893 документа или 42,3% от общего числа). Граждане интересовались величиной налоговых ставок, просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, либо в связи с фактом принадлежности объекта другим лицам со сходными персональными данными. Кроме того, граждане просили пересчитать сумму налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, если сумма налога от инвентаризационной стоимости превышает сумму налога от кадастровой стоимости более, чем в два раза.

Также заявители обращались за разъяснениями об определении факта регистрации транспортных средств и даты снятия их с учёта. Кроме того, в отчетном периоде поступило немало обращений по вопросу актуализации сведений об объектах налогообложения, сообщений о факте неполучения налоговых уведомлений и отсутствии начислений в Личном кабинете, а также заявлений на предоставление льгот по уплате налога.

В декабре налогоплательщики начали активно интересоваться: зачтена ли в бюджет произведенная ими оплата налогов, в случае если данная информация не отразилась в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц.

В целях сокращения количества обращений проведена дополнительная настройка нормативно-справочной информации, позволяющая предоставлять максимально возможное количество региональных льгот в беззаявительном порядке.

Продолжена работа по проведению сверки баз данных налоговых органов и органов Росреестра, что позволит максимально актуализировать данные картотеки собственности в информационных ресурсах налоговых органов, следствием чего станет снижение количества обращений вопросам начислений земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Проведена рабочая встреча с представителями Почты России, на которой достигнута договоренность о продлении срока хранения налоговых уведомлений в почтовых отделениях в целях сокращения обращений по данной тематике.

В ходе информационной кампании по уплате имущественных налогов физическими лицами в октябре и ноябре 2020 года Управлением и инспекциями области проведено 8 онлайн-конференций о сроке уплаты имущественных налогов физическими лицами, 25 телефонных «горячих» линий, видеоролики размещены на 9 медиаэкранах, информация размещена на 4 баннерах, в эфире радиостранций прозвучали 67 информационных сообщений, на сайтах администраций муниципальных образований размещены 87 информационных сообщений, 54 материала вышли в печатных изданиях области. Кроме того, в торговых центрах и в общественном транспорте размещались листовки. В журнале «Консультант Свердловская область» проведена прямая линия специалистами Управления с читателями о порядке уплаты имущественных налогов, вопросы и ответы затем опубликованы в данном издании и размещены на сайте.

Весомая доля обращений граждан касалась вопросов налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов (31916 или 16% от общего числа). Заявителей интересовали вопросы порядка применения социальных и имущественных налоговых вычетов и волновали проблемы своевременности возврата НДФЛ территориальными налоговыми органами. Также, налогоплательщики просили разъяснить им порядок уплаты налога на доходы физических лиц с дохода от продажи квартиры.

Основные усилия по устранению причин обращений граждан по вопросам налогообложения доходов, а именно несогласия налогоплательщиков с результатами камеральных налоговых проверок деклараций, поданных с целью получения налоговых вычетов, были направлены на разъяснение данных вопросов, как сотрудникам налоговых органов в форме семинаров, так и налогоплательщикам посредством проведения дней Открытых дверей.

В целях минимизации обращений, связанных с налогом на доходы физических лиц в ходе информационной кампании по декларированию доходов физическими лицами Управлением в журнале «Консультант Свердловская область» специалистами Управления проведена прямая линия с читателями, вопросы и ответы затем опубликованы в данном издании и размещены на сайте. Кроме того, на сайте информационного агентства «Уралбизнесконсалтинг» опубликовано интервью заместителя руководителя Управления об особенностях декларирования доходов гражданами. В Екатеринбурге в течение февраля и марта размещено 10 плакатов на уличных освещенных конструкциях о возможности направить декларацию о доходах через Личный кабинет физического лица. На 4 медиаэкранах Екатеринбурга в период с января по март размещался видеоролик о сроке декларирования доходов.

Индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по УСН, интересовал вопрос определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от доходов, превысивших 300 тыс.рублей. По данному вопросу до налоговых органов области доведено письмо ФНС России. В адрес инспекций был также направлен обзор по вопросу легализации заработной платы и выявлению схем уклонения от налогообложения за 2019 год.

Одновременно с этим значительное количество писем содержало вопросы, затрагивающие основания возникновения задолженности по налогам и сборам (16029 или 7,5% от общего числа). Основная причина обращений физических лиц по вопросам задолженности – наличие задолженности по имущественным налогам, отраженной в направленных им требованиях об уплате налогов, а также сведения о наличии задолженности в Личном кабинете налогоплательщика и на сайте «GOSUSLUGI.RU» при условии перерасчета и уплаты имущественных налогов. Во всех подобных случаях налогоплательщикам даются необходимые разъяснения, неправомерно исчисленные суммы налога сторнируются, а недоимка и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадёжными к взысканию.

Индивидуальные предприниматели высказывали несогласие с образованием у них задолженности по страховым взносам. В случае некорректного отражения в карточках РСБ информации о пенях и платежах по налогу, проводятся мероприятия по уточнению платежа и отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

С темами исчисления и уплаты имущественных налогов, налогообложения доходов физических лиц, тесно связаны проблемы, касающиеся зачёта и возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (11 или 0,01% от общего числа). Налогоплательщиков интересовала процедура зачёта и возврата излишне уплаченных ими в 2020 году сумм имущественных налогов, страховых взносов и налога на доходы физических лиц.

Налогоплательщики продолжали интересоваться: зачтена ли в бюджет произведенная ими оплата налогов, в случае, если данная информация не отразилась в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц или на сайте Госуслуг. В целях минимизации обращений по данному вопросу, Управлением на постоянной основе проводятся дистанционные мониторинги баз данных инспекций области по полноте и своевременности разноски платежных документов на уплату имущественных налогов, а также по оперативному уточнению платежей, отнесенных к категории «невыясненных». Заявителям направляются разъяснения о сроках обновления информации о задолженности на сайте Госуслуг и правильности заполнения платежных документов, а также актуализируется информация о налоговых обязательствах в Личном кабинете и на сайте Госуслуг.

В целях сокращения количества проблемных ситуаций по вопросам возврата излишне уплаченных сумм НДФЛ кроме разъяснения порядка осуществления зачета/возврата, Управлением проводятся контрольные мероприятия за соблюдением инспекциями порядка осуществления зачета/возврата при письменных обращениях граждан. Еженедельно проводится мониторинг обращений налогоплательщиков по вопросу возврата/зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов. Ежеквартально проводится дистанционный мониторинг соблюдения сроков, установленных ст. 78 Кодекса и проверка правомерности отказа в осуществлении зачета/возврата излишне уплаченных сумм.

В 2020 году актуальным стал вопрос предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам в связи с COVID-19. Работа по рассмотрению таких заявлений проводится в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 и рекомендациями ФНС Росси. Кроме того, территориальные налоговые органы ежедневно предоставляют в отдел урегулирования задолженности Управления отчет о поступивших заявлениях и результатах их рассмотрения. На постоянной основе обновляются и размещаются ответы на часто задаваемые территориальными налоговыми органами вопросы на интранет-портале ФНС России в разделе «Информация управлений ЦА ФНС России – Управление по работе с задолженностью – подраздел «Отсрочка, рассрочка (короновирусная инфекция)».

Остаются актуальными вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (около 25964 или 12,2% от общего числа). Граждане не перестают обращаться с вопросами, связанными с недостоверностью, корректировкой и внесением изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в отношении физических и юридических лиц. Нередко также граждане обращались с вопросами, касающимися обработки их персональных данных, замены или аннулирования присвоенного идентификационного номера налогоплательщика.

В отчётном периоде актуализированы данные в отношении 138 физических лиц (адрес места жительства, персональные данные, признание множественных ИНН недействительными), 1489 владельцев транспортных средств. Во исполнение Плана мероприятий по исключению дублей физических лиц в АИС «Налог-3» нормализованы сведения в отношении более 31 тысячи физических лиц.

В инспекциях традиционно немалую долю составляют обращения по вопросам налогообложения малого бизнеса (13241 или 6,2% от общего числа).

Индивидуальных предпринимателей интересовали вопросы перехода на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получения патентов на право применения патентной системы налогообложения по различным видам предпринимательской деятельности и отмены системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности  с 01.01.2021 и перехода на иные режимы налогообложения.

Поданным вопросам были проведены вебинары; видеоконференции, принято участие в круглом столе с представителями предпринимательского сообщества и в V налоговом форуме по методологическим вопросам исчисления налогов. На постоянной основе проводится устное консультирование налогоплательщиков

Различные аспекты работы с налогоплательщиками содержались в 1087 документах (или в 1,5% от общего числа), а оказанием услуг в электронной форме интересовался 491 заявитель (или 0,7% от общего числа). Большая часть обращений содержала вопросы о функционале электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Управлением на постоянной основе принимаются меры по исключению негативных отзывов о работе налоговых органов региона. В отчётном периоде были проведены: проверочный обзвон инспекций области в режиме «тайный покупатель»; ежеквартальные мониторинги качества информирования налогоплательщиков через «Личный кабинет для физических лиц»; ежеквартальные проверки качества обслуживания налогоплательщиков в подведомственных инспекциях в формате «тайный покупатель». По результатам этих мероприятий в инспекции области направлены обзоры.

Из числа информационно-разъяснительных мероприятий следует назвать декларационную кампанию, кампанию по уплате имущественных налогов и ряд мероприятий о новом порядке применения ККТ и налогообложении малого бизнеса.