ENG

Справка о работе с обращениями граждан в Управлении ФНС России по Свердловской области в январе 2023 года

Дата публикации: 09.02.2023 08:04

Информация о количестве и тематике поступивших обращений граждан

В Управление ФНС России по Свердловской области (далее – Управление) в январе 2023 года поступило на рассмотрение 612 обращений граждан и организаций, в том числе: 521 обращение физических лиц (85,1% от общего числа обращений, поступивших в Управление в отчётном периоде) и 91 обращение юридических лиц (14,9% от общего числа). Это на 47,5% выше показателя декабря месяца (в декабре 2022 года поступило 415 обращений), и на 140% выше показателя за аналогичный период прошлого года (в январе 2022 года поступило 255 обращений).

Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: посредством электронного сервиса «Обратиться в ФНС России» поступило 252 обращения, а через Личные кабинеты налогоплательщика для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – 111, в том числе посредством ПП «Омниканальная платформа поступило 77 обращений. С сайта GOSUSLUGI.RU – 9 обращений, а по телекоммуникационным каналам связи – 4 документа. В целом доля Интернет-обращений составила 61,4% от общего количества поступивших или 376 документов. Из Управления по работе с обращениями граждан Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области поступило 7 обращений, в том числе из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, и Аппарата Правительства Российской Федерации было перенаправлено для рассмотрения 5 обращений.

На первом месте в январе 2023 года находились обращения, содержащие вопросы оснований возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов 167 документов или 27,3% от общего числа обращений. Физические лица и индивидуальные предприниматели высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взысканием недоимки по страховым взносам, образовавшимся за расчетные (отчетные) периоды, а также задолженности по соответствующим пени и штрафам. Особенно граждан волновали причины возникновения задолженности, которая отражается в Личном кабинете или на сайте GOSUSLUGI.RU при своевременной оплате налогов.

Кроме того, граждан по-прежнему интересовали вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 14 обращений (2,3 % от общего числа обращений). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, в двух случаях их волновали вопросы предоставления отсрочки по уплате налогов, а в одном случае граждане поднимали вопрос о возврате госпошлины.

Второе место в январе заняли обращения, содержащие вопросы нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 38 обращений или 6,2% от общего числа и уклонения от налогообложения – 6,4% от общего числа или 39 документов. Также граждане уделяли внимание вопросам применения контрольно-кассовой техники (17 обращения или 2,8% от общего числа) и нарушениям в сфере организации лотерей – 1 обращение. Граждане в своих обращениях информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующей регистрации в установленном законом порядке.

Существенный удельный вес в отчетном периоде составили обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов -- 79 обращений или 12,8% от общего числа. Граждане задавали вопросы о порядке предоставления имущественного или социального налоговых вычетов в части произведенных расходов на приобретение объекта недвижимого имущества, обучение или лечение заявителя. Налогоплательщики интересовались причинами отказа в возврате НДФЛ по поданной декларации, а также просили разъяснить порядок освобождения от налогообложения доходов, полученных мобилизованными, продления сроков представления налоговой отчетности, продления сроков уплаты НДФЛ. В двух случаях заявителей интересовали темы администрирования страховых взносов.

Оставались актуальными для граждан и вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц (69 обращений или 11,3% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное, по мнению авторов, начисление имущественных налогов или взимания недоимки, отказа в возврате НДФЛ. Отдельной категорией жалоб в рамках досудебного урегулирования споров являются жалобы заинтересованных лиц на решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации).

Значительное количество в отчетном периоде составили обращения граждан, содержащие вопросы администрирования имущественных налогов, которые содержались в 55 обращениях или 9% от общего числа. В том числе по вопросу исчисления и уплаты транспортного налога обратилось 8 граждан (1,3% от общего числа), налога на имущество – 41 гражданин (6,7% от общего числа), земельного налога – 2 (0,3% от общего числа). Кроме того, в отчетном периоде от граждан поступило 2 (0,3%) сообщения о необходимости актуализировать сведения об объектах налогообложения и два (0,3%) заявления на предоставление льгот по имущественным налогам.

В январе продолжали поступать письма граждан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (28 обращений или 4,6 % от общего числа).

Заявители продолжали обращаться с вопросами, связанными с отсутствием сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Также налогоплательщики направляли запросы о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и Едином государственном реестре налогоплательщиков или сообщали о необходимости их актуализации.  В ряде писем возникали вопросы, связанные с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В ряде писем возникали вопросы, связанные с прекращением неправомерных, по мнению авторов, действий при обработке их персональных данных и аннулирования присвоенного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), а также просили внести соответствующие изменения в учетные данные физических лиц 21 (3,4% от общего числа) граждан.

В отчётном периоде поступали обращения по вопросу оказания мер поддержки малому и среднему предпринимательству. Так в январе по вопросам налогообложения малого бизнеса поступило 20 обращений или 3,3% от общего числа.

Отдельные обращения, поступившие в Управление в январе 2023 года, касались вопросов организации работы с налогоплательщиками (5 обращений или 0,8% от общего числа) и оказания услуг в электронной форме (5 обращения или 0,8% от общего числа). По вопросам несостоятельности (банкротства) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц поступило 9 обращений или 1,5% от общего числа.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций», УФНС России по Свердловской области ежемесячно выгружает информацию о результатах рассмотрения обращений граждан из ПК СЭД в раздел «Результаты рассмотрения обращений» на закрытый информационный ресурс ССТУ.РФ (далее – Портал ССТУ).

По состоянию на 03.02.2023 на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 38215 обращений граждан, в том числе с 01.01.2023 года – 572 обращений, а также о мерах, принятых по таким обращениям, поступившим в Управление.

Исполнительская дисциплина в структурных подразделениях УФНС России по Свердловской области

Все обращения граждан, за исключением анонимных и содержащих благодарности, ставятся на контроль. В январе на контроль было поставлено 612 документов или 100% от общего числа поступивших обращений. Кроме того, на рассмотрении в структурных подразделениях находилось еще 125 обращений, поступивших в Управление в более ранние сроки. Таким образом, в январе на рассмотрении находилось 737 обращений граждан. С нарушением срока на 2 дня было рассмотрено одно обращение, вх.№ 3171/зг. Нарушение срока допущено отделом урегулирования задолженности.

Состояние исполнительской дисциплины в инспекциях Свердловской области

В январе УФНС России по Свердловской области в подведомственные инспекции для рассмотрения и подготовки ответа заявителю было направлено 7 обращений, все обращения исполнены в срок.